Эксплуатирование оборудования с работой на уклоне

Зачастую экскаваторы в связи с отсутствием специальной техники и низкой организации работ применяют и на вспомогательных работах, таких как, планирование трассы, копание зумпфов для сбора карьерных вод. Известны случаи применения экскаватора в качестве грузоподъёмного крана.

Исходя из всего вышесказанного, угольными предприятиями считается экономически выгодным эксплуатировать оборудование с работой на уклоне, вместе с тем, отсутствуют подходы по расчёту объёмов и количества ремонтов, в том числе необходимого количества запасных частей.

Значительной проблемой при эксплуатации карьерных экскаваторов типа «прямая мехлопата» является отсутствие не предприятиях системы входного контроля вновь устанавливаемых или отремонтированных (восстановленных) деталей из-за отсутствия квалифицированного персонала и недостаточного оснащения приборной базы, а также то, что механическая служба зависима от производственных служб.

Ряд угольных предприятий Кузбасса не способен своевременно обновлять экскаваторный парк, а также своевременно проводить необходимые ремонты в полном объеме, из-за не корректного определения технического ресурса конкретных узлов и деталей, а также несвоевременной поставки запасных частей. Планирование объемов ремонтов определяется, исходя из опыта специалистов энерго — механических служб предприятий, действующих на основании собственных внутренних нормативных документов, а также согласно требованиям завода-изготовителя.

В ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» разработано положение о проведении ППР горного оборудования и мобильных карьерных машин [положение о планово-предупредительном ремонте оборудования открытых горных работ на предприятиях ОАО УК «Кузбассразрезуголь», утверждена 09.02.2005г]. Для поддержания технического состояния экскаваторов на необходимом уровне в горном производстве реализуются различные системы организации ремонта. Среди них наибольшее распространение получили системы послеосмотровых, периодических, стандартных и планово-предупредительных ремонтов и их модификации.
Вышеперечисленные виды и методы ремонтов имеют ряд недостатков, основным их из которых является отсутствие четкого определение межремонтного периода определенного узла или агрегата из-за отсутствия методик расчета остаточного ресурса каждого элемента, с учетом влияния внешних факторов.

Автором, в ходе проведения экспертных обследований карьерных экскаваторов типа «прямая мехлопата» на угольных предприятиях Кузбасса установлено, что контроль состояния к примеру центральной цапфы производится редко. Согласно инструкции по эксплуатации в процессе работы персоналом предприятия необходимо проводить осмотры и обслуживания оборудования. Проблема обслуживания и контроля узла центральной цапфы заключается в трудности к нему доступа. Осмотр гайки центральной цапфы проводится через люк в нижней раме, а подача смазки через выведенную в кузов экскаватора трубку. Таким образом, применяемый на разрезах визуальный контроль проводится один раз в месяц при планово-предупредительном или годовом ремонтах. Более детально техническое состояние элементов опорно-поворотного устройства (бронзовые втулки, стаканы, центральная цапфа) определяется при подъёме машины, требующего дополнительных затрат. Стоимость подъёма экскаватора типа ЭКГ специализированной организацией в ценах 2007 года составляла 90 тыс. рублей.

Метод, предложенный заводом-изготовителем для контроля состояния элементов опорно-поворотного устройства достаточно прост и информативен и определяется на месте работы машины в забое. Машинист упирает ковш экскаватора в забой, и при наличии износа обследуемых элементов машина приподнимается. В этот момент замеряется зазор в передней части верхнего рельса и роликами роликового круга. Рабочий параметр должен составлять 2 мм, что соответствует 0,5 мм на гайке. Норматив составляет от 4 до 8 мм между роликами и верхним рельсом, что соответствует 0,5-2 мм зазора на гайке и нижней раме [инструкции по эксплуатации].
Вместе с тем данный метод не учитывает уровень износа передней части верхнего рельса и втулок роликового круга, втулок центральной цапфы.

Открытые горные работы
Открытые горные работы

Условия применения экскаваторов предусматривают их использование круглогодично. Значительное влияние оказывает отрицательная температура окружающего воздуха на нагрузки приводов и металлоконструкций из-за изменений физико-механических свойств пород в забое из-за их смерзаемости, а также низкие температуры воздействуют на свойства конструктивных и смазочных материалов элементов.

Опыт эксплуатации экскаваторного парка при разработке месторождений полезных ископаемых показывает, что в зимний период, по сравнению с летним, среднемесячная выработка машин сокращается в 2,0…3,1 раза, себестоимость перерабатываемой горной массы увеличивается в 2,0…2,6 раза, наработка на отказ уменьшается в 1,6…2,4 раза, а частота вынужденных ремонтов и трудоемкость восстановления повышаются в 2,5…3,0 раза и более.

Неприспособленность отечественной техники к условиям ее эксплуатации в условиях отрицательных температур усугубляется слабым развитием ремонтной базы, низким техническим уровнем оснащенности ремонтных служб, недостаточной укомплектованностью квалифицированными кадрами, что приводит в конечном итоге к низкому качеству ремонта и повышенным затратам на эти работы.

Эксплуатация техники в условиях низких температур сопряжена с серьезными трудностями. С понижением температуры затрудняется пуск двигателя, резко увеличивается (вследствие загустевания смазочных материалов) сопротивление движению, что требует для применения повышенной мощности, происходит интенсивное ухудшение эксплуатационных свойств рабочих жидкостей, смазочных материалов, резинотехнических изделий и конструкционных материалов, снижающих надежность техники.

Усложняет эксплуатацию техники отсутствие высококачественных антифрикционных, противозадирочных малозольных отечественных дизельных масел с низкой вязкостью, недостаток моющих диспергирующих средств, непригодность резинотехнических изделий для эксплуатации машин при температурах ниже – 400С, небольшой срок службы двигателей внутреннего сгорания, плохой доступ к отдельным узлам, лимитирование запасных частей, отсутствие ремонтных приспособлений и инструмента.

При работе экскаваторов в зимний период параметр отказов возрастает, по сравнению с летним, в 1,5…2,0 раза, при этом до 80% общего количества отказов приходится на механическое оборудование машин и связано с хрупкими разрушениями узлов металлоконструкций.

Проблема влияния горной массы и температурных режимов работы на уровень нагрузок, воздействующих на оборудование и металлоконструкции экскаваторов, достаточно полно изучена и обоснована учёными Кузбасса (Паначев И.А., Насонов М.Ю., Антонов К.В., Путятин А.Н. и пр.).

Формулы расчёта объёмов горной массы для экскавации, усилия её резания, объёмы смёрзшейся горной массы приведены в главе 4.

Расчёт циклов нагружения

При анализе описанных проблем, возникающих в ходе эксплуатации, а также при проведении экспертных обследований экскаваторов, отработавших нормативный срок службы, установлены основные факторы повышения потока отказов т.е. причин аварийного выхода из строя оборудования:

• некачественная подготовка горной массы;
• превышение уклона рабочей площадки экскаватора;
• горно-геологические и климатические условия работы;
• низкое качество запасных частей;
• не достаточный контроль и уход обслуживающим персоналом.

Вывод: в реальных условиях эксплуатации, экскаваторы зачастую работают с нарушением требований завода-изготовителя. В настоящее время на угольных разрезах, кроме методики контроля завода-изготовителя по контролю зазора гайки центральной цапфы, дополнительных подходов с учётом влияния внешних факторов не применяется. Отсутствует входной контроль запасных или восстановленных деталей и методики контроля узлов опорно-поворотного устройства при его эксплуатации, а качество контроля и обслуживания остаётся на низком уровне и требует значительных затрат на подъём машины и простоя на ремонте.

Бывалые машинисты экскаваторов говорят: экскаватором можно делать всё, только что пельмени не лепить. На практике ковшом закрывают спичечный коробок без его повреждения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector