ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МАШИНИСТА ( ПОМ. МАШИНИСТА) ГИДРАВЛИЧЕСКОГО ЭКСКАВАТОРА

Требования безопасности перед началом работы

1.1. Ознакомиться   с   записями,   сделанными в журнале приема-сдачи   смены.   Получить от машиниста   экскаватора, сдающего смену, сведения о состоянии экскаватора и его отдельных узлов, о неполадках, имевших место в течение прошедшей смены.

1.2. Совместно с бригадой, сдающей смену, осмотреть рабочую площадку, экскаватор.

1.3. При осмотре рабочей площадки убедиться в наличии свободного прохода для вывода экскаватора из забоя и в отсутствии нависающих “козырьков”, глыб и отдельных крупных валунов, а также навесов из снега и льда. Рабочая площадка должна быть свободна от породы или каких-либо предметов, затрудняющих свободное передвижение работающих.

При наличии неисправностей включение экскаватора в работу запрещается.

1.5. Экскаватор должен быть расположен на уступе карьера или отвала на выровненном основании с уклоном, не превышающим допустимого его техническим паспортом. Расстояние между бортом уступа, отвала или транспортными сосудами и контргрузом экскаватора должно быть не менее 1 м.

1.6. При обнаружении в забое нависающих “козырьков”, глыб, отдельных валунов сообщить о них мастеру и действовать согласно его указаниям.

1.8. Осмотр экскаватора следует производить после отгона его в безопасное место, опускания ковша на землю, снятия напряжения с питающего кабеля и вывешивания на приводе разъединителя запрещающего знака безопасности “Не включать — работают люди”.

1.9. При осмотре экскаватора необходимо:

проверить наличие и исправность ограждения всех движущихся частей и механизмов, защитных кожухов, крышек на аппаратах, приборах, находящихся под напряжением;

убедиться в надежности крепления узлов и деталей экскаватора (зубьев ковала, рукояти, амортизаторов и т. п.). Проверить крепление лестниц, трапов, а также узлов и деталей, расположенных на высоте;

осмотреть все сварные швы металлоконструкций стрелы, доступные для осмотра с земли;

проверить состояние канатов, их крепление и запасовку, при наличии в стреловом канате более 15% порванных проволок на шаге свивки канат следует заменить, торчащие концы проволок должны быть обрезаны;

проверить наличие пломб на реле давления, контрольно-измерительных приборах и предохранительных клапанах;

проверить наличие таблицы звуковых сигналов.

1.12. При осмотре приборов освещения экскаватора (прожекторы, фары, лампы накаливания) убедиться в их исправности, в достаточности освещения: освещение должно обеспечивать четкую видимость рабочей площадки, забоя, пусковых устройств, ограждений. Проверить наличие и исправность аварийного освещения.

1.15. Подав условный сигнал в соответствии с принятой системой сигнализации, опробовать вхолостую все механизмы на ходу, проверить при этом исправность работы этих механизмов и их тормозов, электрооборудования, электроаппаратуры, сигнальных устройств.

При повышенной влажности воздуха (дождь, снегопад, туман и т. п.) следует просушить тормоз напорного механизма путем неоднократного затормаживания механизма при холостом ходе до тех пор, пока тормоза не будут действовать эффективно.

.

1.l7. Проверить наличие и исправность средств защиты, пожаротушения и ручного инструмента.

На экскаваторе должен быть следующий комплект средств защиты и пожаротушения:

защитные очки   — 2 пары
индикатор    
     
     
углекислотные огнетушители   суммарная емкость не менее 8 литров

При  отсутствии средств защиты и пожаротушения или их  неисправности работа экскаватора запрещается.

Ручной инструмент должен соответствовать требованиям п. 1.2 настоящей инструкции.

1.12. При обнаружении  во время осмотра и опробования неисправностей, препятствующих безопасной работе, и при невозможности устранения этих неисправностей своими силами, машинист экскаватора, не приступая к работе, должен сделать соответствующую запись в журнале приема-сдачи смен и доложить об этом начальнику смены и действовать по его указаниям. Машинист экскаватора имеет право приступать к работе на экскаваторе лишь после устранения неисправностей и отметки об этом в журнале приема-сдачи смен.

1.19. Оформить прием смены в журнале приема-сдачи смен за своей подписью и подписью машиниста экскаватора, сдающего смену.

2. Требования безопасности во время работы

2.1. Машинист экскаватора должен обеспечить правильную и безопасную эксплуатацию узлов и механизмов машины и пресекать нарушения требований безопасности со стороны помощника машиниста и закрепленных за экскаватором рабочих.

2.2. Во время работы экскаватора машинист должен находиться у органов управления. Стажировку обучающихся разрешается производить под непосредственным наблюдением машиниста, отвечающего за безопасное проведение работ. Машинисту экскаватора запрещается отлучаться от органов управления (командоконтроллеров, рычагов), предварительно не обесточив их цепей управления.

2.3. Во время работы экскаватора помощник машиниста должен находиться в кабине экскаватора. В случае необходимости помощник может покинуть кабину экскаватора только с разрешения машиниста.

2.4. До полной остановки экскаватора сходить с экскаватора или подниматься на него запрещается.

2.5. Перед опусканием входной лестницы машинист экскаватора должен убедиться, что под опускающейся частью лестницы нет людей.

2.6. Лестничные устройства и площадки экскаватора должны содержаться в исправном состоянии и систематически очищаться от грязи, льда и снега.

2.9. Перед включением какого-либо механизма экскаватора, при изменении направления черпания или режима работы машинист экскаватора должен убедиться в отсутствии в радиусе действия экскаватора людей и механизмов и дать предупредительный сигнал в соответствии с принятой системой сигнализации. Таблица сигналов должна быть вывешена на видном месте на кузове экскаватора.

2.10. При работе экскаватора машинист экскаватора не должен допускать:

нахождение людей в радиусе действия ковша, на стреле, площадке напорного механизма, крыше кузова, в проходе против барабана подъемной лебедки;

резкое торможение при повороте платформы;

совмещение работы механизмов поворота и напора при врезании ковша в грунт;

подъем стрелы ковшом при чрезмерном напорном усилии;

переподъем ковша и удары ковшом о гусеницу, стрелу, грунт;

разработку забоя и раскладку негабарита при открытом переднем стекле кабины.

2.11. При внезапном прекращении подачи электроэнергии машинист экскаватора должен выключить двигатели механизмов, а рычаги командоконтроллеров поставить в нулевое положение.

2.12. Машинист экскаватора должен следить, чтобы экскаватор находился за пределами призмы обрушения, а расстояние по горизонтали между экскаваторами, расположенными в двух смежных по вертикали уступах, было не менее полуторного максимального радиуса черпания экскаватора.

При работе экскаватора с емкостью ковша менее 5 м3 его кабина должна находиться в стороне противоположной отрабатываемому уступу.

2.13. Машинист экскаватора должен производить разработку забоя или отсыпку отвала в соответствии с паспортом забоя, который должен находиться в кабине экскаватора, строго соблюдать ширину заходки, следить за состоянием забоя, не допуская при этом образования “козырьков” и  нависей на уступах.

В случае появления угрозы обрушения или сползания уступа экскаватор необходимо вывести в безопасное место и сообщить об этом начальнику смены.

Запрещается работать над “козырьками” и нависями.

2.14. При ожидании транспортных средств машинист экскаватора должен повернуть экскаватор стрелой в сторону прибытия  автомобиля и опустить ковш на подошву забоя. В ночное время не допускать ослепление  водителей автомобилей прожекторами экскаваторов.

2.16. Машинист экскаватора к погрузке горной массы в транспортные средства может приступать только после остановки  автомобиля.

2.17. Машинист экскаватора при загрузке транспортных средств горной массой должен размещать ее равномерно. Односторонняя загрузка запрещается. Крупные камни следует укладывать на подсыпку из мелкой породы.

Погрузка автосамосвалов должна производиться только сбоку или сзади кузова. Запрещается перемещать ковш экскаватора над кабинами автомобилей и локомотивов.

2.18. Машинист экскаватора не должен допускать нахождение в радиусе действия ковша экскаватора ожидающих погрузки автосамосвалов. Въезд под погрузку и выезд после загрузки должен производиться по сигналу машиниста экскаватора.

Запрещается нахождение людей ближе 5 м от установленных под загрузку или выгрузку транспортных средств (вне радиуса действия ковша).

2.19. Машинист экскаватора складирование негабаритных блоков горной массы должен производить в соответствии с паспортом забоя и размещать их сзади экскаватора в один ряд по высоте вдоль уступа на расстоянии не менее 2,5 м от края автодороги и 3 метров — от нижней бровки уступа. При работе в забое на 2-й и последующих заходках следует оставлять свободный проход для вывода экскаватора.

2.20. Машинисту экскаватора при погрузке горной массы или раскладке негабаритных блоков запрещается перемещать ковш экскаватора над питающим кабелем.

В случае производственной необходимости перемещения ковша экскаватора над питающим кабелем следует надежно защитить питающий кабель от возможных механических повреждений.

2.21. О каждом перемещении экскаватора машинист должен предупредить своего помощника. Включать ходовой механизм следует только после получения сигнала от помощника. На всем пути движения машинист и его помощник должны хорошо видеть друг друга.

2.22. Помощник машиниста и обслуживающие рабочие во время движения экскаватора вниз по уклону должны находиться сзади экскаватора, а при движении вверх по уклону — спереди экскаватора.

Запрещается приближаться к гусеницам движущегося экскаватора ближе 5 м.

2.23. При передвижении экскаватора помощник машиниста должен следить за питающим кабелем, не допуская его натяжения во избежание обрыва.

2.24. При перегоне экскаватора собственным ходом необходимо обеспечивать:

передвижение экскаватора по выровненному пути;

расположение ведущей оси сзади экскаватора — при движении по горизонтальному пути или при подъеме;

расположение ведущей оси впереди экскаватора — при спусках с уклона;

установку стрелы по ходу экскаватора;

расположение опорожненного ковша на расстоянии не более 1 м от почвы.

2.25. Машинист экскаватора не должен допускать:

передвижение экскаватора с производством переключений, вблизи и с любым  пересечением ЛЭП, с переездом через железнодорожные  пути и автодороги, с горизонта на горизонт, а также транспортировку и буксировку транспортными средствами без письменного распоряжения руководства и при отсутствии лиц технического надзора, ответственных за перегон или перевозку экскаватора.

2.26. Перед очисткой ковша экскаватора от налипшей породы машинист экскаватора обязан:

опустить ковш на землю;

отключить пусковую аппаратуру   механизмов экскаватора и снять с него напряжение.

оградить место производства работ переносными сигналами.

2.27. Перед очисткой погрузочной площадки от кусков породы машинист экскаватора должен удалить с площадки транспортные средства.

При использовании бульдозера необходимо остановить экскаватор кабиной к погрузочной площадке, опустить ковш на землю и дать разрешение бульдозеристу на производство работ.

Приводить в действие экскаватор следует только после вывода бульдозера из зоны радиуса действия ковша экскаватора.

2.28. Для ремонта и обслуживания экскаватора машинист экскаватора обязан вывести его в безопасное место и опустить ковш на землю.

Запрещается проведение каких-либо работ по обслуживанию и ремонту экскаватора во время производства погрузочно-разгрузочных работ.

2.29. Перед производством ремонтных работ на механизмах экскаватора, приводимых в действие электродвигателями, машинист экскаватора должен отключить масляный выключатель, двигатели этих механизмов и на приводы выключателей вывесить запрещающие знаки безопасности с поясняющей надписью “Не включать — работают люди!”.

Ремонт гидравлической к пневматической систем следует производить после снятия давления в магистралях.

Допускается при выполнении ремонтных работ подача электроэнергии по специальному проекту организации работ.

2.30. Ответственный за расстановку забойных знаков  –  машинист экскаватора.    

2.31. Смазку, ремонт и другие работы на высоте (стреле, площадке напорного механизма, крыше и т. п.), а также с переносных лестниц следует производить с применением предохранительного пояса и строгом соответствии с требованиями технологических карт.

2.32. Руководство работами и управление вспомогательной лебедкой при замене канатов должен осуществлять машинист того экскаватора, на котором производится замена.

В состав бригады по замене канатов должно входить не менее 3-х человек, назначаемых мастером из числа обслуживающего и ремонтного персонала смены.

2.33. Установку канатов необходимо производить в соответствии со схемой запаковки. Направлять канат в ручьи барабана следует о помощью монтажного ломика или деревянного бруска.

При замене канатов запрещается:

нахождение людей на площадке напорного механизма и под стрелой — во время подъема каната через блоки при помощи вспомогательной лебедки;

работать без рукавиц;

направлять канат руками.

2.34. Оперативные переключения, техническое обслуживание и ремонт электрооборудования экскаватора должен производиться по наряду, распоряжению или в порядке текущей эксплуатации.

2.36. При производстве работ по наряду или устному распоряжению с записью в оперативном журнале обязанности допускающего на экскаватор выполняет машинист экскаватора

2.37. Работы, выполняемые в порядке текущей эксплуатации, должны быть определены “Перечнем работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации”, составленным ответственным за электрохозяйство карьера и утвержденным руководителем предприятия.

2.40. При неисправностях  необходимо прекратить работу, устранить неисправность, если эти работы определены “Перечнем работ, проводимых в порядке текущей эксплуатации”.

2.42. Перед применением средства защиты необходимо проверить его исправность, отсутствие внешних повреждений, очистить и обтереть от пыли, проверить по штампу срок годности. У диэлектрических перчаток перед применением следует проверить отсутствие проколов путем скручивания их в сторону пальцев.

Пользоваться средствами защиты, срок годности которых истек, запрещается.

2.43. При работе с применением электрозащитных средств (изолирующие шланги и клещи, электроизмерительные клещи, указатели напряжения) приближаться к токоведущим частям следует на расстояние, определяемое длиной изолирующей части этих средств.

2.44. Курить разрешается только в специально отведенных местах!!!

3. Основные требования безопасности при эксплуатации

экскаваторов с дизельным приводом

3.1. Перед запуском двигателя машинист экскаватора должен:

проверить наличие топлива, масла и охлаждающей жидкости;

 убедиться в отсутствии  течи топлива, масла, антифриза или воды в соответствующих системах;

убедиться в плотности (герметичности) соединений в системах питания, газораспределения  и выпуска отработанных газов;

установить все рычаги управления в  нейтральное положение.

3.2. Запуск двигателя следует производить стартером от аккумуляторной батареи.

3.3. При неисправности стартера или аккумулятора для запуска двигателя разрешается использовать пусковую рукоятку, если это предусмотрено конструкцией двигателя.

Запрещается брать пусковую рукоятку в “обхват” — все пальцы руки следует располагать с одной стороны рукоятки.

3.4. В холодное время года двигатель разрешается прогревать горячей водой или паром. Прогрев двигателя  и других устройств экскаватора открытым огнем запрещается.

3.5. При закипании охлаждающей жидкости в радиаторе машинист экскаватора должен заглушить двигатель и выждать, пока остынет радиатор. При открывании пробки следует находиться с подветренной стороны.

3.6. Для перекачки топлива при заправке двигателя, а также для продувки топливопроводов следует использовать соответствующие насосы.

Запрещается засасывать топливо в шланг и продувать топливопроводы ртом.

4. Требования безопасности после окончания работы

4.1. Повернуть кузов экскаватора так, чтобы ковш был отведен от стенки забоя, а выход с экскаватора находился со стороны автодороги, опустить ковш на землю.

4.2. Поставить командоконтроллеры в нейтральное положение, отключить масляный выключатель главного сетевого двигателя.

4.3. Очистить механизм экскаватора oт грязи, лишней смазки; инструмент и средства защиты убрать в специально отведенное  место.

4.4. Совместно с бригадой, принимающей смену, осмотреть работающую площадку, экскаватор.

4.5. О всех замеченных неполадках и неисправностях в работе экскаватора, имевших место в течение смены, сообщить машинисту экскаватора, принимающему смену,  начальнику смены и сделать соответствующую запись в журнале приема—сдачи смен.

Ссылка на основную публикацию