Место и роль управления качеством

Непрерывный рост требований к качеству железнодорожных перевозок в условиях нарастающей конкуренции со стороны других видов транспорта, ориентация на максимальное удовлетворение требований потребителей в условиях перехода к экономическим методам управления на принципах хозяйственной самостоятельности, обуславливает необходимость существенного повышения эффективности и обоснованности мероприятий и решений в области обеспечения качества. От эффективности управленческих решений, принимаемых на данном этапе, во многом зависит успех производственно-хозяйственной и финансовой деятельности компании. Анализ места и роли процессов выработки управленческих решений в компании ОАО «РЖД», ввиду ее специфичности, следует начать с характеристики железнодорожного транспорта в России.

Российские железные дороги являются важнейшей транспортной артерией страны. Их протяженность составляет более 85 тыс. км. Доля железных дорог в общем грузообороте всех видов транспорта России – около 40 %, а без учета трубопроводного транспорта – более 80 %. Компания «РЖД» является универсальным публичным перевозчиком всех видов грузов и категорий пассажиров на российском и международном транспортных рынках.

Важную роль отечественные железные дороги играют в обеспечении потребности населения в перевозках: их доля в пассажирообороте страны составляет около 38 %. Ежесуточно по железным магистралям отправляется 3,2 млн т грузов, услугами железных дорог в дальнем и пригородном сообщении ежедневно пользуются 3,7 млн человек.

Место и роль управления качеством
Место и роль управления качеством

Особую актуальность для усиления позиций предприятия в условиях конкуренции приобретает вопрос повышения качества и оперативность принимаемых управленческих решений. Зарубежная и отечественная наука достигли значительных успехов в разработке теории и практики организации управления и формирования систем качества на предприятии. Опыт ряда стран (США, Япония, Германия и др.) убедительно свидетельствует об эффективности применения научных методов управления качеством продукции (УКП). Именно благодаря совершенствованию этих методов им удалось добиться существенного роста в экономическом развитии. Одним из основных методов исследования экономических процессов является подход к объекту исследования как к системе.

При использовании системного подхода предприятие рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, которые ориентированы на достижение определенных целей в условиях изменяющейся внешней среды. Цели могут порождаться как самой системой, так и внешней средой.

ОАО «РЖД» определило для себя основное направление развития — стать «компанией европейского класса». Это может быть достигнуто только за счет высоких требований к качеству, которое для ОАО «РЖД» является основной ключевой целью. Под высоким качеством понимается в первую очередь удовлетворение требований и желаний потребителей, удовлетворение работников и акционеров, положительное влияние на общество.

Поскольку эти требования постоянно растут, качество должно непрерывно совершенствоваться. Это является необходимым условием технического обеспечения и фактором укрепления позиций компании на рынке транспортных услуг.

Главной целью деятельности компании ОАО «РЖД» в области качества является удовлетворение запросов и ожиданий потребителей. Качество является стратегическим показателем конкурентоспособности, залогом привлечения новых и сохранения уже существующих заказчиков, улучшения экономического положения компании, ее эффективности и благополучия всех сотрудников.

Ссылка на основную публикацию