О проектировании уточненных границ горных отводов

Наличие лицензии на право пользования недрами предполагает, согласно ст.7 Закона Российской Федерации «О недрах», наличие документов, определяющих уточненные границы горных отводов.

При предоставлении таких документов мы руководствуемся тремя инструкциями, с которыми, надеюсь, все хорошо знакомы. Отдельной инструкции по оформлению горных отводов для разработки подземных минеральных вод нет. Здесь можно руководствоваться основной «Инструкцией по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых» (РД 07-192-98) и подготовленным ОАО «Сургутнефтегаз» «Методическим руководством по оформлению горных отводов для разработки технических, промышленных, теплоэнергетических и бальнеологических месторождений минерализованных (минеральных) подземных вод».

Что касается оформления документов, определяющих уточненные границы горных отводов, при добыче пресных подземных вод, используемых для хозяйственно-питьевого и технологического водоснабжения можно отметить следующее.

Статьями 9, 43 Водного кодекса Российской Федерации определено, что порядок пользования подземными водными объектами устанавливается законодательством о недрах.

Учитывая, что Закон Российской Федерации «О недрах» регулирует отношения на территории Российской Федерации, возникающие в связи с геологическим изучением и использованием минеральных ресурсов, включая подземные воды, требования ст. 7 указанного закона применяются в полном объеме к пользователям недр, осуществляющим добычу пресных подземных вод в соответствии с лицензией на право пользования недрами.

При подготовке пользователями недр проектов горных отводов для разработки месторождений подземных технических вод целесообразно учитывать не противоречащие законодательству требования «Инструкции по применению «Положения о порядке лицензирования пользования недрами», к участкам недр, предоставляемым для добычи подземных вод, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных», утвержденной Роскомнедра от 14.04.1994 и зарегистрированной в Минюсте России 26.05.1994 № 583.

О проектировании уточненных границ горных отводов
О проектировании уточненных границ горных отводов

Уточненные границы горного отвода проектируется в пределах границ участка недр, предоставленного при лицензировании, имеющего статус горного отвода.

Порядок изменения границ участков недр закреплен в Положении об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2012 № 429.

Если лицензией не установлено ограничение по глубине кровлей и подошвой эксплуатационных объектов (т.н. «таблетка»), не допускается проектирование уточненных границ горного отвода в виде «таблетки», в связи с тем, что оформленные таким образом документы, определяющие уточненные границы горного отвода, не позволяют пользователю недр выполнить работы по проводке скважин к эксплуатационным объектам, а также в должной мере влиять на застройку площадей залегания полезных ископаемых. Кроме этого, в рассматриваемом случае, пользователь недр не может реализовать свои права, установленные ст. 19.1 Закона Российской Федерации «О недрах».

Статьей 19.1 определено, что пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу полезных ископаемых, в границах предоставленных им горных отводов и (или) геологических отводов имеют право на основании утвержденного технического проекта для собственных производственных и технологических нужд осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых в порядке, установленном соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Оформление отдельных документов, определяющих границы горного отвода для добычи ОПИ, не требуется.

Причем указанные карьеры регистрируются в реестре опасных производственных объектов (ОПО) по признаку опасности «ведение горных работ». Границами таких карьеров, как объектов ОПО, следует принимать технические границы карьеров, определяемые предельным контуром разноса бортов карьера с учетом призмы возможного обрушения.

Другим проблемным вопросом при оформлении документов, определяющих уточненные границы горных отводов остается наличие в проекте горного отвода копии заключения государственной экспертизы на проект разработки.

Прокурор не смотрит на трудности, связанные с получением такого заключения, но строго следит за безусловным соблюдением при реализации органом государственной власти своих полномочий требований нормативных актов.

Имеет место, когда на проектную документацию на разработку конкретного месторождения государственная экспертиза не проводится. При этом пользователь недр получает соответствующий ответ ФАУ «Главгосэкспертиза России» (или его филиала). В этом случае, в целях безусловного выполнения требований соответствующих инструкций по оформлению горных отводов, к проекту горного отвода на разработку такого месторождения вместо копии заключения государственной экспертизы достаточно приложить копию такого ответа (письма).

Здесь добавлю, что сегодня Минприроды России подготовило законопроект о внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах», которым предлагается ввести дополнительную государственную экспертизу технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых, целью которой является определение соответствия технических решений только требованиям по рациональному использованию и охране недр. По мнению Ростехнадзора, еще одна государственная экспертиза проектной документации на разработку месторождении полезных ископаемых существенно не повысит культуру освоения минеральных ресурсов страны, но приведет к дополнительному финансовому обременению недропользователей и затягиванию сроков реализации проектных решений.

Ссылка на основную публикацию