Общие алгоритмы работы системы автоматизированного управления склада топлива

Разгрузка топлива и наполнение резервуаров

1. При топливозаправщике без насоса.

1.1 Оператор получает сигнал о присоединении топливного шланга от кнопочного поста управления, расположенного на площадке слива автоцистерн.

1.2 Оператором подается сигнал на открытие необходимого нормально-закрытого электромагнитного клапана из группы клапанов налива:

КЭ1.2- клапан налива топлива в 1 резервуар

КЭ1.3- клапан налива топлива в 2 резервуар

КЭ1.4- клапан налива топлива в 3 резервуар

КЭ1.5- клапан налива топлива в 4 резервуар(резервный)

— налив топлива может происходить только в один резервуар. Слив топлива из наполняемого резервуара запрещен.

1.3 Электромагнитные клапаны налива топлива КЭ1.2..КЭ1.5 оборудованы датчиками положения. Сигнал об открытии клапана подается на пульт управления.

1.4 Для уменьшения гидравлических ударов, необходимо ограничить скорость движения топлива в начальной и в конечной фазе налива до 1 м/с:

— вручную открыть задвижку К1.22 перед запуском насоса Н1.

— после получения оператором сигнала от измерительного комплекса ИГЛА о подъеме уровня топлива в резервуаре до 0,1 м задвижка К1.22 вручную закрывается .

— после получения оператором сигнала от измерительного комплекса ИГЛА о подъеме уровня топлива в резервуаре до 2,7 м задвижка К1.22 вручную открывается.

— по завершению процесса перекачки задвижка К1.22 вручную закрывается.

1.5 Оператор производит запуск основного насоса Н1, который обеспечивает перекачку топлива через основной фильтр очистки Ф1 в резервуар 1-3 склада топлива. Резервуар 4 является резервным и в нормальном режиме работы остается пустым. Начинается процесс перекачки топлива в резервуары.

1.6 На отводящих от основного насоса Н1 и резервного насоса Н2 трубопроводах установлены реле давления PE1.1 и PE1.2, от которых передается сигнал на пульт управления о давлении топлива в трубопроводе после насоса.

1.7 Если после запуска основного насоса Н1 от реле PE1.1 не поступит сигнал повышении давления в трубопроводе до нормального значения, или во время перекачки от реле PE1.1 поступит сигнал о падении давления, это сопровождается:

— сигнализацией в операторской

— подается сигнал на закрытие нормально-открытого электромагнитного клапана топливопровода КЭ1.1

1.8 Необходимо перейти на резервный насос Н2 до устранения неполадок насоса Н1:

— вручную перекрыть задвижки К1.6, К1.8

— вручную открыть задвижки К1.7, К1.9.

— оператору подать сигнал на открытие электромагнитного клапана КЭ1.1

— оператору подать сигнал на запуск резервного насоса Н2.

1.9 На трубопроводах на участке фильтрации установлены реле перепада давления для основного и резервного фильтров PDE1.1 и PDE1.2, сигнал от которых передается в операторскую.

При срабатывании реле основного фильтра:

— подается сигнал на пульт управления о засоренности основного фильтра

1.10 Для перехода на резервный фильтр:

— если идет процесс перекачки топлива, оператор подает сигнал на закрытие нормально открытого электромагнитного клапана КЭ1.1

— если идет процесс перекачки топлива, оператор подает сигнал на останов насоса

—  задвижки линии основного фильтра К1.2 и К1.3 вручную перекрываются

— задвижки линии резервного фильтра К1.4 и К1.5 вручную открываются

— если необходимо продолжить процесс перекачки топлива оператор подает сигнал на открытие электромагнитного клапана КЭ1.1, сигнал на запуск насоса.

1.11 При возникновении необходимости переключения перекачки на другой резервуар:

— для предотвращения гидроудара выполняются действия, описанные в пункте 1.4

— оператор подает сигнал на открытие нормально закрытого электромагнитного клапана налива резервуара КЭ1.2..КЭ1.5 на который необходимо переключить перекачку.

— сигнал об открытии клапана передается в операторскую

— оператор подает сигнал на закрытие электромагнитного клапана налива резервуара КЭ1.2..КЭ1.5 перекачку топлива в который необходимо завершить

— сигнал о закрытии клапана передается в операторскую

1.12 Водитель автоцистерны подает сигнал в операторскую с кнопочного поста управления о завершении процесса слива автоцистерны:

— оператор подает сигнал на остановку насоса Н1.

— электромагнитный клапан налива резервуара 1-4 КЭ1.2..КЭ1.5 остается открытым для слива остатков топлива, находящегося в наклонном участке трубопровода насосная станция – наполняемый резервуар.

Топливо, оставшееся в вертикальном участке трубопровода насосная станция – наполняемый резервуар сливается в дренажный резервуар РГ-3:

— открыть вручную задвижку К1.11

1.13 Процесс слива остатков завершен:

— подается сигнал на закрытие электромагнитного клапана налива резервуара КЭ1.2..1.5.

— на пульт управления поступает сигнал о закрытии клапана от датчика положения

— задвижка К1.11 вручную перекрывается

1.14 Если во время процесса перекачки топлива произошла аварийная ситуация, водитель автоцистерны оповещается об этом оператором, на кнопочном пульте управления загорается лампа «АВАРИЯ»

2. При топливозаправщике, оборудованном насосом

2.1 Оператор получает сигнал о присоединении топливного шланга от кнопочного поста управления, расположенного на площадке слива автоцистерн.

2.2 Оператором подается сигнал на открытие необходимого нормально-закрытого электромагнитного клапана из группы клапанов налива:

КЭ1.2- клапан налива топлива в 1 резервуар

КЭ1.3- клапан налива топлива в 2 резервуар

КЭ1.4- клапан налива топлива в 3 резервуар

КЭ1.5- клапан налива топлива в 4 резервуар(резервный)

— налив топлива может происходить только в один резервуар. Слив топлива из наполняемого резервуара запрещен.

— вручную открывается задвижка байпаса К1.10

2.3 Электромагнитные клапаны налива топлива КЭ1.2..КЭ1.5 оборудованы датчиками положения. Сигнал об открытии клапана подается на пульт управления.

2.4 Выполняются действия по предотвращению гидравлических ударов, описанные в пункте 1.4

2.5 Оператор подает сигнал на кнопочный пост управления о готовности принятия топлива:

— водитель автоцистерны производит запуск насоса.

2.6 Топливо перекачивается в резервуар склада топлива

2.7 При возникновении необходимости перехода с основного на резервный фильтр:

— если идет процесс перекачки топлива, оператор подает сигнал на кнопочный пост управления о необходимости остановки насоса автоцистерны

— если идет процесс перекачки топлива, оператор подает сигнал на закрытие нормально открытого электромагнитного клапана КЭ1.1

—  задвижки линии основного фильтра К1.2 и К1.3 вручную перекрываются

— задвижки линии резервного фильтра К1.4 и К1.5 вручную открываются

Если необходимо продолжить процесс перекачки топлива оператор:

— подает сигнал на открытие электромагнитного клапана КЭ1.1

— подает сигнал кнопочный пост управления о готовности принять топливо

2.8 При возникновении необходимости переключения перекачки на другой резервуар выполняются действия описанные в пункте 1.11

2.9 Водитель автоцистерны подает сигнал в операторскую с кнопочного поста управления о завершении процесса слива автоцистерны:

— электромагнитный клапан налива резервуара 1-4 КЭ1.2..КЭ1.5 остается открытым для слива остатков топлива, находящегося в наклонном участке трубопровода насосная станция – наполняемый резервуар.

Топливо, оставшееся в вертикальном участке трубопровода насосная станция – наполняемый резервуар сливается в дренажный резервуар РГ-3:

— открыть вручную задвижку К1.11

2.10 Процесс слива остатков завершен:

— оператором подается сигнал на закрытие электромагнитного клапана налива резервуара КЭ1.2..1.5.

— на пульт управления поступает сигнал о закрытии клапана от датчика положения

— задвижка К1.11 вручную закрывается

— задвижка байпаса К1.10 вручную закрывается

2.11 Если во время процесса перекачки топлива произошла аварийная ситуация, водитель автоцистерны оповещается об этом оператором, на кнопочном пульте управления загорается лампа «АВАРИЯ». Водителю необходимо выполнить останов насоса автоцистерны.

3. Подача топлива потребителям.

Резервуары оборудованы измерительными комплексами UT1..UT4 типа ИГЛА, включающими в себя датчики уровня топлива, подтоварной воды, температуры и плотности топлива. Сигналы от комплекса передаются в операторскую по протоколу MODBUS RTU. На топливопроводе слива потребителям располагается  нормально открытый электромагнитный клапан КЭ1.10, служащий для перекрытия подачи топлива в аварийных ситуациях.

3.1 Для слива топлива потребителям оператором подается сигнал на открытие необходимого нормально-закрытого электромагнитного клапана из группы клапанов слива:

КЭ1.6- клапан слива топлива из 1 резервуара

КЭ1.7- клапан слива топлива из 2 резервуара

КЭ1.8- клапан слива топлива из 3 резервуара

КЭ1.9- клапан слива топлива из 4 резервуара (резервный)

— слив топлива может происходить только из резервуара, в который не ведется перекачка топлива.

3.2 Для переключения слива топлива на другой резервуар:

— оператор подает сигнал на открытие нормально закрытого электромагнитного клапана из группы клапанов слива КЭ1.6..КЭ1.9 резервуара, из которого предполагается слив

— сигнал об открытии клапана передается в операторскую

— оператор подает сигнал на закрытие электромагнитного клапана из группы клапанов слива КЭ1.6..КЭ1.9 резервуара, слив из которого будет прекращен

— сигнал о закрытии клапана передается в операторскую

4. Аварийная перекачка

Резервуары оборудованы поплавковыми уровнемерами LE 1..LE4 типа ПМП-088 для контроля уровня жидкости межстенного пространства(тосол). При нарушении целостности резервуара топливо смешается с тосолом.

4.1 При нарушении целостности резервуара:

— в операторскую поступает сигнал от уровнемера ПМП-088 о снижении уровня тосола в расширительном баке резервуара 1-4

— если ведется перекачка топлива, на кнопочный пост управления подается сигнал о аварии. Если автоцистерна оборудована насосом, водитель должен его выключить. Если цистерна не оборудована насосом, необходимо вручную закрыть задвижку К1.1

— Если из рабочего резервуара происходит слив топлива потребителю, оператор подает сигнал на закрытие необходимого электромагнитного клапана слива КЭ1.6..КЭ1.8

— сигнал о закрытии клапана передается в операторскую

— оператором подается сигнал на закрытие нормально открытого электромагнитного клапана КЭ1.10

— сигнал о закрытии клапана передается в операторскую

— если происходит перекачка топлива основным Н1 или резервным насосом Н2, оператор подает сигнал на останов насоса.

— Если в рабочий резервуар происходит налив топлива, оператор подает сигнал на закрытие необходимого электромагнитного клапана налива КЭ1.2..КЭ1.4

— сигнал о закрытии клапана передается в операторскую

— оператор подает сигнал на открытие электромагнитного клапана слива поврежденного резервуара из группы клапанов КЭ1.6..КЭ1.8

— сигнал об открытии клапана передается в операторскую

— оператор подает сигнал на открытие электромагнитного клапана налива топлива в резервный резервуар КЭ1.5

— сигнал об открытии клапана передается в операторскую

— для предотвращения гидроударов выполняются действия описанные в пункте 1.4

— оператор подает сигнал на запуск основного насоса перекачки Н1

4.2 По завершению процесса перекачки топлива из поврежденного резервуара в резервный:

— оператор подает сигнал на закрытие электромагнитного клапана слива поврежденного резервуара из группы клапанов КЭ1.6..КЭ1.8

— сигнал о закрытии клапана передается в операторскую

— оператор подает сигнал на остановку насоса Н1

— электромагнитный клапан налива резервного резервуара КЭ1.5 остается открытым для слива остатков топлива, находящегося в наклонном участке трубопровода насосная станция – наполняемый резервуар.

Топливо, оставшееся в вертикальном участке трубопровода насосная станция – наполняемый резервуар сливается в дренажный резервуар РГ-3:

— открыть вручную задвижку К1.11

4.3 Процесс слива остатков завершен:

— подается сигнал на закрытие электромагнитного клапана налива резервного резервуара КЭ1.5

— на пульт управления поступает сигнал о закрытии клапана от датчика положения

— задвижка К1.11 вручную перекрывается

Задвижки К1.30..К1.32 перекрываются вручную в случае разлива нефтепродукта для предотвращения попадания нефтепродукта в систему производственной канализации.

5. Установка очистки стоков УОС «Векса-2-М»

В систему ливневой канализации включена установка очистки ливневых стоков УОС «Векса-2-М» оборудованная поплавковым уровнемером  типа ПМП-099-В для контроля уровня ливневых стоков и датчиком уровня разделения сред, предназначенным для контроля загрязненности установки.

5.1 При достижении максимального значения уровня стоков в УОС «Векса-2-М»:

— в операторскую подается сигнал о максимальном уровне стоков в УОС «Векса-2-М»

— необходимо выполнить дренаж стоков

5.2 При достижении максимального уровня загрязнения фильтрующего элемента в УОС «Векса-2-М»:

— в операторскую подается сигнал о максимальном уровне загрязнения фильтрующего элемента УОС «Векса-2-М»

— необходимо выполнить очистку/замену фильтрующего элемента

6. Контроль уровня ДВК и вибрации насосов

В резервуарном парке с внутренней стороны обвалования  по периметру располагаются  датчики сигнализаторов довзрывных концентраций (ДВК), срабатывающими при достижении концентрации паров нефтепродукта 20% от нижнего концентрационного предела распространения пламени (НКПР). С наружной стороны обвалования расположены датчики ДВК в районе узлов запорно-регулирующей арматуры. В насосной станции для контроля загазованности по предельно допустимой концентрации и нижнему концентрационному пределу взрываемости устанавливаются датчики автоматического газового анализа с сигнализацией, срабатывающей при достижении предельно допустимых величин. Все датчики включены в газоаналитическую систему СИГМА-1М, сигнал от которой передается в операторскую по протоколу Ethernet.

6.1 При достижении парами нефтепродукта  концентрации 20% НКПР в резервуарном парке:

— в операторскую передается сигнал от газоаналитической системы «СИГМА-1М»  о превышении допустимой концентрации паров нефтепродукта в резервуарном парке, с указанием зоны превышения(номер датчика)

6.2 При достижении парами нефтепродукта  концентрации 20% НКПР в насосной станции:

— в операторскую передается сигнал от газоаналитической системы «СИГМА-1М»  о превышении допустимой концентрации паров нефтепродукта в насосной станции

— если происходит процесс перекачки, подается сигнал на закрытие нормально открытого электромагнитного клапана КЭ1.1

— на пульт управления поступает сигнал о закрытии клапана от датчика положения

— подается сигнал на блокировку основного насоса Н1 и резервного насоса Н2

— если происходит процесс перекачки, то необходимо выполнить слив остатков топлива

Для измерения уровня вибрации основного и резервного насосов перекачки топлива используется система измерения вибрации СКВ-2. При превышении допустимого уровня вибрации в операторскую подается сигнал. Причину повышения уровня вибрации насосов необходимо устранить.

системы автоматизированного управления склада топлива
системы автоматизированного управления склада топлива

7. Контроль и регулирование температуры топлива

Для предотвращения замерзания подтоварной воды и топлива в зимний период предусмотрен подогрев резервуаров. Температура подогрева топлива по нормам не должна превышать 15˚С. Подогрев резервуаров осуществляется путем подачи теплоносителя (антифриз) в греющий змеевик резервуара. Регулирование температуры топлива происходит в диапазоне 0-10˚C. Сигнал о температуре топлива в каждом резервуаре поступает в операторскую от измерительного комплекса ИГЛА.

7.1 При снижении температуры топлива в каком либо резервуаре до 0˚C:

— в операторскую подается сигнал от измерительного комплекса «ИГЛА» о снижении температуры в резервуаре до минимального уровня и необходимости включения обогрева

— подается сигнал на открытие необходимого нормально закрытого электромагнитного клапана из группы клапанов КЭ4.1..КЭ4.4:

КЭ4.1- клапан системы обогрева 1 резервуара

КЭ4.2- клапан системы обогрева 2 резервуара

КЭ4.3- клапан системы обогрева 3 резервуара

КЭ4.4- клапан системы обогрева 4 резервуара

— на пульт управления поступает сигнал о открытии клапана от датчика положения

7.2 При повышении температуры топлива в каком либо резервуаре до 10˚C:

— в операторскую подается сигнал от измерительного комплекса «ИГЛА» о достижении температуры в резервуаре верхней границы диапазона регулирования и необходимости выключения обогрева

— подается сигнал на закрытие необходимого электромагнитного клапана из группы клапанов КЭ4.1..КЭ4.4

— на пульт управления поступает сигнал о закрытии клапана от датчика положения

Ссылка на основную публикацию