Общие алгоритмы работы системы автоматизированного управления склада топлива

Разгрузка топлива и наполнение резервуаров

При топливозаправщике без насоса

Оператор получает сигнал о присоединении топливного шланга. Подается сигнал на открытие необходимого электромагнитного клапана из группы клапанов налива КЭ1.2..КЭ1.5. Электромагнитные клапаны оборудованы датчиками положения. Сигнал об открытии клапана подается на пульт управления. После чего происходит запуск основного насоса Н1, который обеспечивает перекачку топлива через основной фильтр очистки Ф1 в резервуары 1-4 склада топлива. Резервуар 4 является резервным и в нормальном режиме работы остается порожним. На отводящих от основного и резервного насоса трубопроводах установлены реле давления PE1.1 и PE1.2, от которых передается сигнал на пульт управления о запуске насоса. Если поступает сигнал о неисправности основного насоса, это сопровождается сигнализацией, клапан налива КЭ1.2..КЭ1.5 перекрывается, перекрывается клапан топливопровода КЭ1.1. Необходимо перейти на резервный насос Н2 до устранения неполадок насоса Н1, путем перекрытия задвижек К1.6, К1.8 и открытием задвижек К1.7, К1.9. После получения сигнала о сливе всего топлива из автоцистерны, оператор подает сигнал на остановку насоса Н1. Топливо, оставшееся в топливопроводе на участке насосная станция-резервуар сливается, для предотвращения замерзания. Часть топлива, оставшаяся в наклонном участке топливопровода, сливается в резервуар через открытый электромагнитный клапан КЭ1.2..КЭ1.5. Часть топлива, оставшаяся в вертикальном участке топливопровода, сливается в дренажный резервуар РГ-3. Для этого необходимо открыть задвижку К1.11. После слива остатков топлива, подается сигнал на закрытие электромагнитного клапана КЭ1.2..1.5. На пульт управления поступает сигнал о закрытии клапана от датчика положения.  

При топливозаправщике, оборудованном насосом

После присоединения топливного шланга оператор подает сигнал на открытие необходимого электромагнитного клапана из группы клапанов налива КЭ1.2..КЭ1.5. Производится запуск насоса топливозаправщика, топливо перекачивается в резервуары склада топлива. Дальнейший алгоритм аналогичен сливу топлива из автоцистерны без насоса.

Наполнение резервуаров и подача топлива потребителям

Резервуары оборудованы измерительными комплексами UT1..UT4 типа ИГЛА, включающими в себя датчики уровня топлива, подтоварной воды, температуры и плотности топлива. Сигналы от комплекса передаются в операторскую по протоколу MODBUS RTU. На топливопроводе слива потребителям располагается электромагнитный клапан КЭ1.10, служащий для перекрытия подачи топлива в аварийных ситуациях. Слив потребителю в автоматическом режиме осуществляется из резервуара с максимальным уровнем топлива путем подачи сигнала на открытие соответствующего электромагнитного клапана из группы клапанов слива КЭ1.6..КЭ1.9. Во время слива наполнение этого резервуара не ведется. Перекачка топлива ведется в один из двух оставшихся резервуаров, с минимальным уровнем топлива в автоматическом режиме. В ручном оператор сам решает, какой из резервуаров наполнять, из какого резервуара осуществлять слив потребителю. Когда произойдет налив топлива до максимального уровня, сработает датчик уровня, на пульт управления передается соответствующий сигнал, разгрузка топлива пойдет в другой резервуар, из которого не идет слив потребителю. Так же при падении уровня в сливаемом резервуаре до минимального значения, слив в автоматическом режиме переключается на резервуар с максимальным уровнем топлива, в который не идет налив топлива. Резервуары так же оснащены собственной системой защиты от перелива. При полном наливе резервуаров насос Н1 выключается, о выключении насоса передается сигнал на пульт управления, производится слив оставшегося в трубопроводе топлива. Затем подается сигнал на закрытие электромагнитного клапана из группы налива КЭ1.2..КЭ1.5.

Резервуары оборудованы поплавковыми уровнемерами LE 1..LE4 типа ПМП-088 для контроля уровня жидкости межстенного пространства(тосол). При нарушении целостности резервуара топливо смешается с тосолом. Так как расширительный бак тосола с установленным уровнемером находятся выше максимального уровня налива топлива, уровень тосола упадет, с уровнемера на пульт управления поступит сигнал о снижении уровня тосола в резервуаре 1-4. В этом случае подается сигнал на закрытие электромагнитного клапана КЭ1.10, расположенного на трубопроводе слива топлива потребителям, от датчика положения клапана подается сигнал о его закрытии. Если клапан КЭ1.1 закрыт, то подается сигнал на его открытие. Состояние клапана КЭ1.1 контролируется датчиком положения.  После этого подеется сигнал на открытие клапана аварийной перекачки КЭ1.11 и клапана налива резервного резервуара КЭ1.5. Клапаны слива и налива рабочих резервуаров перекрываются. Сигналы от датчиков положения подаются на пульт. Запускается насос Н1 и  и топливо из поврежденного резервуара перекачивается в резервный резервуар 4 через основной фильтр очистки. По окончании процесса перекачки подается сигнал о минимальном уровне топлива в поврежденном резервуаре, сливные, наливные клапаны этого резервуара перекрываются. Резервуар переводится из рабочего в аварийный, весь процесс сопровождается сигнализацией в операторской.

Дренаж подтоварной воды

Резервуары оборудованы датчиками уровня подтоварной воды, входящими в измерительный комплекс ИГЛА. При поступлении сигнала с датчика о превышении допустимого уровня подтоварной воды в каком то резервуаре, в операторскую подается сигнал о необходимости дренажа подтоварной воды. Для дренажа необходимо открыть дренажную задвижку К2.1..К2.4 соответствующего резервуара, а также задвижку дренажного трубопровода К2.5. Вода перекачивается в дренажный резервуар РГ-3. После окончания процесса дренажа задвижки К2.1..К2.4 и К2.5 перекрываются. Дренажный резервуар РГ-3 оборудован поплавковым уровнемером LE 5 типа ПМП-099-В. При достижении максимального значения уровня подтоварной воды на пульт управления подается соответствующий сигнал. В системе откачки подтоварной воды предусмотрена продувка для предотвращения замерзания продукта, оставшегося в трубопроводе. К клапану продувки К3.6 подключаются баллоны с сжатым газом, после чего открывается задвижка К3.8.Затем проводится сама продувка. После продувки клапаны К3.6 и К.3.8 перекрываются.

На трубопроводах подачи топлива также предусмотрены продувочные клапаны К3.1..К3.11.

На трубопроводах на участке фильтрации установлены реле перепада давления для основного и резервного фильтров PDE1.1 и PDE1.2. При срабатывании реле основного фильтра подается сигнал на пульт управления о засоренности основного фильтра. Блокируются клапаны КЭ1.1, КЭ1.11, блокируется насос Н1, Н2. Клапаны К1.2 и К1.3 перекрываются, а клапаны линии резервного фильтра К1.4 и К1.5 открываются, после чего снимается блокировка клапанов КЭ1.1, КЭ1.2, КЭ1.11. Топливо фильтруется резервным фильтром.

В систему ливневой канализации включена установка очистки ливневых стоков УОС «Векса-2-М» оборудованная поплавковым уровнемером  типа ПМП-099-В для контроля уровня ливневых стоков и датчиком уровня разделения сред, предназначенным для контроля загрязненности установки. Сигнализация о максимальном уровне сточных вод и степени загрязненности УОС передаются в операторскую.

системы автоматизированного управления склада топлива
системы автоматизированного управления склада топлива

В резервуарном парке с внутренней стороны обвалования располагаются  датчики сигнализаторов довзрывных концентраций (ДВК), срабатывающими при достижении концентрации паров нефтепродукта 20% от нижнего концентрационного предела распространения пламени (НКПР). С наружной стороны обвалования расположены датчики ДВК в районе узлов запорно-регулирующей арматуры. В насосной станции для контроля загазованности по предельно допустимой концентрации и нижнему концентрационному пределу взрываемости устанавливаются датчики автоматического газового анализа с сигнализацией, срабатывающей при достижении предельно допустимых величин. Все датчики включены в газоаналитическую систему СИГМА-1М, сигнал от которой передается в операторскую по протоколу Ethernet. Для контроля уровня вибрации насосов, на них устанавливаются измерители вибрации, сигналы от которых передаются в операторскую.

Для предотвращения замерзания подтоварной воды в зимний период предусмотрен подогрев устья резервуаров.

Ссылка на основную публикацию