Оценка управляемости перевозочного процесса и достижения гарантированного уровня безопасности движения поездов

В период с 26 сентября по 20 октября 2011 года в соответствии с требования-ми пункта 8.2. Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации под председательством начальника железной дороги проведен осенний комиссионный осмотр объектов инфраструктуры дорожных и территориальных дирекций, а также дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД», расположенных в границах Октябрьской железной дороги.

Осенний комиссионный осмотр проведен на основании распоряжения ОАО «РЖД» от 03.01.2011 г. № 1р «Об утверждении методических указаний по внедрению системных мер, направленных на обеспечение безопасности движения поездов для филиалов ОАО «РЖД», участвующих в перевозочном процессе», телеграфного указания первого вице-президента ОАО «РЖД» и приказа начальника Октябрьской железной дороги.

Основными целями осеннего комиссионного осмотра явились:

  • оценка управляемости перевозочного процесса и достижения гаран-тированного уровня безопасности движения поездов и маневровой работы на инфраструктуре ОАО «РЖД» в границах железной дороги;
  • оценка результативности выполненных корректирующих действий по итогам весеннего комиссионного осмотра 2011 года в условиях изменения структуры управления;
  • выявление несоответствий требованиям ПТЭ;
  • определение корректирующих действий по минимизации рисков нарушения устойчивости процесса перевозок в предстоящий осенне-зимний период 2011/2012 гг.

Впервые комиссионный осмотр в границах железной дороги проведен в новом режиме с применением матричной модели управления: региональными заместителями начальника железной дороги – в соответствующих регионах, отраслевыми заместителями начальника железной дороги – по решающим направлениям деятельности, к которым отнесены:

  • проверка работы 9 решающих станций дороги в части координации и взаимодействия причастных хозяйств, в том числе для устойчивой работы в зимних условиях;
  • проверка организации текущего содержания инфраструктуры, инженерных сооружений, потребности в материально-технических ресурсах;
  • осмотр всех объектов строительства и реконструкции, качества строительства объектов и авторского надзора;
  • проверка ввода новых устройств по программе повышения безопасности движения, соблюдения требований охраны труда и технического обу-чения;
  • проверка соблюдения внутриобъектного режима, организации спец-перевозок, обеспечения транспортной безопасности на особо важных объектах;
  • проверка организации работы узловых рабочих групп с целью повышения их роли, в том числе для устойчивой работы в зимних условиях;
  • осмотр основных объектов пассажирского комплекса.

Аппаратом главного ревизора по безопасности движения поездов в целях совершенствования процесса комиссионного осмотра дороги предложен ряд мер, сформулированных в приказе начальника дороги от 16.09.2011 г. № 499/Н «Об организации проведения осмотров сооружений и устройств комиссиями под председательством начальника дороги и заместителей начальника дороги по регионам в условиях безотделенческой структуры», включающий матрицу ответственности по организации проведения осмотра объектов инфраструктуры региональными комиссиями.

В ходе проведения осеннего комиссионного осмотра были выявлены недостатки в организации безопасности движения, вызвавшие необходимость принятия запретных мер.

В результате осмотра выявлено 17101 несоответствие, применено 319 запретных мер. Наибольшее количество выявленных несоответствий выявлено в хозяйстве пути – 11172 (65,3 %), автоматики и телемеханики – 2196 (12,8 %), электроснабжения – 1379 (8,1 %).

Несоответствия выявлены также в дорожных и территориальных ди-рекциях филиалов ОАО «РЖД», расположенных в границах Октябрьской железной дороги: в Октябрьской дирекции управления движением (347 несоответствий, 10 запретных мер), в дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин (97 несоответствий, 5 запретных мер), в дирекции пригородных перевозок «Транском» (138 несоответствий, 5 запретных мер).

Значительное количество запретных мер применено в хозяйствах: пути 162 меры (50,8 %), вагонном 37 мер (11,6 %); в дирекциях – тяги 29 мер (9,1 %), по ремонту тягового подвижного состава 16 мер (5 %).
Основное количество выявленных несоответствий распределилось по следующим подпроцессам согласно действующей декомпозиции процессов:

  • по хозяйству пути – технический контроль состояния геометрических параметров пути и стрелочных переводов;
  • по хозяйству автоматики и телемеханики – выполнение графика тех-нического обслуживания, ведение технической документации, оснащенность цехов и участков СЦБ в части оснащенности пожарно-охранной сигнализацией;
  • по хозяйству электроснабжения – комплексная проверка и ремонт контактной подвески и опорного хозяйства, замена опор контактной сети;
  • по вагонному хозяйству – встреча поездов «с ходу» в установленном месте, технический осмотр состава после его ограждения, безотцепочный ремонт вагонов;
  • по хозяйству движения – отправление поездов, маневровые передвижения по станции, разработка технологии местной работы, кадровое делопроизводство;
  • по хозяйству связи – выполнение графика технологического процесса, ведение технической документации, организация работ по профилактической проверке и ремонту устройств радиосвязи;
  • по эксплуатационному локомотивному хозяйству – организация работы машинистов-инструкторов, расшифровка скоростемерных лент;
  • по ремонтному локомотивному хозяйству – текущий ремонт и техническое обслуживание тягового подвижного состава.
безопасность движения поездов
безопасность движения поездов

Вызывает особое беспокойство состояние устройств электрообогрева стрелочных переводов. Всего устройствами электрообогрева оборудовано 2384 стрелочных перевода. В целях снижения рисков неперевода стрелок в зимний период предусмотрено по инвестиционной программе Департамента пути и сооружений 2011 года оборудование устройствами электрообогрева 124 стрелочных переводов на 6 станциях (Любань, Сходня, Рябово, Чудово, Крюково, Б.Вишера), по программе реконструкции (модернизации) ж.д. пути – 64 стрелочных переводов на 10 станциях (Сиг, Проливы, Токари, Поньго-ма, Амбарный, Дорошиха, Редкино, Бушевец, Чудово, Ригозеро). Проектная документация и оборудование имеются, но договора на производство работ не заключены.

В Московском регионе в ходе осеннего комиссионного осмотра выяв-лено всего 2860 несоответствий, наибольшее количество из которых – 2496 (87,3 %) в хозяйстве пути. Основной причиной несоответствий являются отступления от норм содержания ширины колеи, неприлегание остряков и сердечников крестовин к упорным болтам. Подавляющее большинство несоответствий – 2750 (96,2 %) — устранены. По результатам работы за 9 месяцев 2011 года не выполнена одна цель – снижение количества отказов технических средств на 14 %, фактически допущен рост на 4,9 %. При этом основную долю отказов (57 %) дали Октябрьская дирекция тяги и Октябрьская дирек-ция по ремонту тягового подвижного состава. В докладе по результатам осмотра отсутствует информация о состоянии хозяйства движения в регионе, вследствие чего доклад по результатам осмотра признан требующим доработки.

В Санкт-Петербург-Витебском регионе количество выявленных несо-ответствий составило 5986, большинство из которых – 4046 (67,6 %) – по хо-зяйству пути. Наиболее характерные – дефектность скреплений, ослабление клеммных и закладных болтов, потребность профильной шлифовки металлических частей. Отмечен значительный рост (на 43,4 %) количества несоответ-ствий в путевом хозяйстве по сравнению с 2010 годом. Запретных мер всего принято 130. В зоне риска – решающие станции дороги: Шушары, Автово, Предпортовая, Купчинская. Отмечен как недостаточный контроль за вопросами охраны труда и нового строительства в регионе.

В Санкт-Петербургском регионе выявлено 4152 несоответствия (допу-щен рост на 17 %), применено 59 запретных мер. Ухудшение допущено по 8 хозяйствам. Наибольший рост количества несоответствий зафиксирован в дирекциях управления движением, связи, службе вагонного хозяйства. В хозяйстве пути преобладают отступления от норм содержания ширины колеи и стыковых зазоров, имеют место ступеньки в стыках, ослаблены крепления болтов. Представляет риск использование несанкционированных электрообогревательных приборов. Недостаточное внимание при осмотре в регионе уделено вопросам охраны труда и пожарной безопасности.

В Петрозаводском регионе количество выявленных несоответствий уменьшилось по сравнению с результатами весеннего комиссионного осмотра с 2399 до 2002 (на 19,8 %). Приняты 24 запретные меры. В хозяйстве пути выявлено 1420 несоответствий (70,9 % от общего количества). Наибольшее количество неисправностей выявлено на Петрозаводской дистанции пути (ПЧ-34). По хозяйству автоматики и телемеханики в зоне риска состояние стрелочных электроприводов и рельсовых цепей, по хозяйству энергетики – содержание заземлений опор контактной сети. Увеличилось количество дефект-ных опор в эксплуатируемой с 1962 года высоковольтной линии ВЛ 10 кВ на участке Суоярви – Ледмозеро.

В Мурманском регионе несоответствий выявлено на 14,5 % больше, чем в прошлом году; по хозяйству пути – 304, автоматики и телемеханики – 189, электроснабжения – 97. Принято 27 запретных мер, что дает основание оценить уровень реализации корректирующих мер по результатам прошлого года как низкий. В 2011 году разработано 864 корректирующих мероприя-тия, направленных на предотвращение негативных последствий, что позволит снизить средний вес карты риска по Мурманскому региону с 9,2 до 7,1.

В Волховстроевском регионе выявлено 1518 несоответствий, на 25,7 % меньше, чем при весеннем осмотре (1908). В зоне риска – главный ход Вол-ховстрой – Кошта, решающие станции региона Волховстрой-1, Бабаево, Лодейное Поле. Значительно количество участков с просроченным капитальным и усиленным подъемочным ремонтом пути.

Проверка объектов пассажирского комплекса осуществлена шестью комиссиями, были проверены: подготовка хозяйства к работе в зимний пери-од, готовность пассажирской инфраструктуры и подвижного состава, соответствие требованиям ПТЭ, вопросы охраны труда и пожарной безопасности, выполнение требований нормативных документов. Всего было выявлено 168 несоответствий, в том числе по дирекции «Транском» 101, по Северо-Западной дирекции железнодорожных вокзалов – 34, по Северо-Западному филиалу Федеральной пассажирской компании – 33.

Проверка деятельности узловых рабочих групп направлена на повы-шение их роли в устойчивой работе в зимних условиях. По плану проверена была работа 19 групп. Основное внимание уделено анализу объемов выполняемых работ, вопросам текучести кадров, подготовки первозимников. Рабо-та групп оценена по набору критериев, установленных распоряжениями от 23.03.2011 г. № Н-94/у и от 12.08.2011 г. № Н-300/у; лучших результатов достигли рабочие группы Мурманского, Новосокольнического и Свирского железнодорожных узлов.

Проверка соблюдения внутриобъектного режима, организации спецперевозок, обеспечения транспортной безопасности на особо важных объектах осуществляется постоянно, в том числе в рамках осеннего комиссионного осмотра. Имеются замечания по охранным предприятиям, прорабатываются механизмы применения к ним штрафных санкций в случае несоблюдения до-говорных обязательств.

При проверке качества строительства объектов и авторского надзора на объектах строительства и реконструкции выявлено несоблюдение установ-ленных сроков модернизации верхнего строения пути генеральным подряд-чиком – Строительно-монтажным трестом № 1 на участках Полярный Круг–Пояконда, Урусозеро–Ригозеро, Блок-пост 417 км–Шуйская. По вокзалу ст. Зеленогорск не выдан сводный сметный расчет строительства. По ст. Рябово к сданному в 2010 году 40-квартирному жилому дому электроэнергия подклю-чена по временной схеме через ПМС-88. По электрообогреву стрелочных пе-реводов поставка и монтаж оборудования будут завершены до конца ноября 2011 г.

Проверка ввода новых устройств по программе повышения безопасно-сти движения, соблюдения требований охраны труда и технического обуче-ния. Дополнительно решено проверить соблюдение правил противопожарной безопасности и экологических нормативов. Работа проведена на 26 железно-дорожных узлах и станциях, проверено 136 производственных подразделе-ний. Общее количество выявленных в ходе осмотра несоответствий составило 785, в том числе экологических требований – 375, правил охраны труда и пожарной безопасности – 366, вопросов технической учебы – 44. Зимней спецодеждой дорога обеспечена на 81 % от годового плана. В зоне риска – оборудование постов ЭЦ системами охранно-пожарной сигнализации: из 806 постов не оборудовано системами 350, а на 138 постах системы неисправны.

Проведена проверка готовности 9 решающих станций дороги к устойчивой работе в зимних условиях, подготовлены оперативные планы по снегоборьбе, готовность работы рассматривалась по 35 пунктам, как следствие, выданы свидетельства о готовности работы станций в зиму.

По всех хозяйствам выявлены риски, требующие принятия незамедлительных корректирующих действий. Всеми дорожными и территориальными дирекциями определены корректирующие действия, направленные на снижение рисков.

В соответствии с вышеизложенным п р и к а з ы в а ю:

  1. Заместителю начальника дороги – начальнику Октябрьской ди-рекции инфраструктуры, начальнику Октябрьской дирекции по ремонту тя-гового подвижного состава (по согласованию), начальнику дирекции пригородных перевозок «Транском», начальнику Октябрьской дирекции управления движением (по согласованию), начальнику Октябрьской дирекции по управлению терминально-складским комплексом (по согласованию), начальнику Октябрьской дирекции по ремонту пути «Путьрем» (по согласованию), начальнику Октябрьской дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин, начальнику Октябрьской дирекции связи (по согласованию):

1.1. В срок до 20.11.2011 г. составить уточненный перечень корректи-рующих и предупреждающих мер по устранению выявленных несоответствий в ходе осеннего комиссионного осмотра, применяя инструменты «8D».

1.2. Ежемесячно до 10 числа представлять начальнику железной дороги (через аппарат главного ревизора по безопасности движения поездов) доклад о ходе реализации корректирующих и предупреждающих мер по устранению выявленных в ходе осеннего комиссионного осмотра несоответствий.

  1. Всем начальникам служб, дирекций:

2.1. В срок до 20.11.2011 г. определить риски технологических процессов и обеспечения безопасности движения поездов на 4 квартал 2011 г., разработать корректирующие меры по их снижению, провести анализ с использованием инструмента «8D» и актуализацию карт зон рисков с доведением рисков до приемлемого уровня.

2.2. В срок до 01.12.2011 г. подготовить и представить в аппарат главного ревизора по безопасности движения поездов предложения по дальнейшему совершенствованию процессов комиссионного осмотра.

  1. Начальнику Октябрьской дирекции по ремонту тягового подвижного состава (по согласованию), начальнику Октябрьской дирекции тяги (по согласованию), начальнику службы автоматики и телемеханики в срок до 01.12.2011 г. проработать дополнительные управленческие решения и кор-ректирующие меры, направленные на снижение количества отказов в работе технических средств.
  2. И.о. заместителя начальника железной дороги – главного ревизора по безопасности движения поездов:

4.1. При проведении разбора результатов технического аудита 2-го уровня обеспечить повторное заслушивание результатов осеннего комисси-онного осмотра по Московскому, Санкт-Петербург-Витебскому и Петроза-водскому регионам.

4.2. Подготовить с учетом теории риск-менеджмента завершающий доклад о приемлемости рисков по всем разработанным процессам в разрезе хозяйств.

4.3. Ежемесячно размещать на дорожном сайте, в Управлении желез-ной дороги, Диспетчерском центре управления карту зон рисков, влияющих на перевозочный процесс, ранжированную по степени их влияния на стабильность перевозочного процесса и безопасность технологических процессов.

4.4. Ежемесячно размещать на дорожном сайте, в Управлении железной дороги, Диспетчерском центре управления сводные географические карты зон рисков нарушения стабильности перевозочного процесса.

4.5. Разработать на основе полученных от служб и дирекций предложений по дальнейшему совершенствованию процессов комиссионного осмотра, вовлекая в них узловые рабочие группы, в первую очередь по под-разделениям, которые попали в зону риска, требующую немедленного реагирования.

Ссылка на основную публикацию