Технологичность конструкции изделий

Изделия, как любой материальный объект характеризуются диалектическим единством содержания и формы, т. е. свойством формы или конструкции изделия, что и обуславливает термин ‘Технологичность конструкции изделий». В повышении технического уровня и качества разрабатываемой и выпускаемой техники, приборов, в экономии трудовых и материальных ресурсов, значительная роль принадлежит обеспечению технологичности конструкции изделий. Начиная с 1950 года в отечественной промышленности вопросам технологичности изделий уделяется значительное внимание, с созданием серии ГОСТов в системе ЕСТПП и методических документов.

Действующие в настоящее время на предприятиях приборостроения методы обработки изделий на технологичность еще далеки  от совершенства, вследствие не четкости организационных форм управления технологичностью на всех этапах изготовления изделий, с отсутствием обоснованной системы показателей технологичности и оптимальной, отработанной методики их определения. Все еще высока трудоемкость обработки деталей на металлорежущих станках, которая составляет 35-55% общей трудоемкости изготовления машиностроительных изделий.

Сегодня, в равной степени за технологичность изделий последовательно несут ответственность разработчики новых изделий, конструкторы и технологи. Отсутствие четких границ между исполнителями в цикле: работка-производство, делает само понятие «Технологичность» весьма расплывчатым с точки зрения практического использования, так за технологичность отвечают все исполнители, но только в пределах своей функции хотя, казалось бы, за технологичность изделия в целом должен отвечать последний участник процесса технологической подготовки производства – технолог. Это регламентировано стандартами ЕСТПП, однако на практике технологичность изделия и его элементов формируются, прежде всего, на ранних стадиях разработки схем изделия и его конструктивных решений (техническое задание, технический проект).

Наиболее благоприятные условия для создания технологичной конструкции в тех случаях, когда конструкторский отдел разрабатывает свою техническую идею на основе требований технологии производства, тесного контакта конструкторов-разработчиков и технологов, разрабатывающих технологические процессы по изготовлению деталей, так как только логические решения ведут к уменьшению эффективности их внедрения, неоправданным материальным и трудовым затратам. Наибольший экономический эффект дают изделия, разработанные на основе новых научных идей и направлений, а затраты быстро окупаются за счет резкого повышения технического уровня и производительности труда на предприятии.

Технологичность конструкции изделий
Технологичность конструкции изделий

При этом технологичность конструкции деталей во многом зависит от рационального выбора заготовки и материала, технологичности формы деталей, правильного назначения базовых поверхностей и простановки размеров, оптимально заданной точности и шероховатости материала с соблюдением требований по качеству деталей. Технологичность конструкции (ГОСТ 14.201-14.205-73) соединяет в себе совокупность конструкций изделия (детали) с оптимальными затратами, с учетом объема выпуска и является основой наилучшего использования конструкторско-технологических резервов для наиболее полного решения задач повышения технико-экономических показателей качества деталей с соблюдением технических требований, так как достижение высокой технологичности — основная цель технологической обработки конструкции в период подготовки производства, потому что именно на этом этапе достигается максимальный эффект, а не тогда, когда конструкция

изделия (детали) уже внедрена в производство и возникают большие трудности при обработке детали на технологичность. При этом надо учитывать субъективные и объективные оценки технологичности, так как субъективная оценка зависит только от уровня знания и опыта технолога, осуществляющего технологический контроль конструкторской документации. При  объективной оценки, учитываются положительные факторы технологичности конструкции изделия (детали) — оптимальная форма детали, ее минимальный вес за счет применяемого материала, взаимозаменяемость и унификация отдельных конструктивных элементов (резьб, галтелей, радиусов и т.д.). особое внимание уделяется технологичности корпусных деталей, для которых характерно — сложность конструкции, наличие большого количества радиусов, высокая стоимость и трудоемкость обработки.

При этом необходимо учитывать современные требования и особенности обработки на программных и многоцелевых станках с правильной простаовкой и увязкой размеров и допусков корпусных деталей в прямоугольной системе координат, с тем, чтобы при подготовке управляющей программы была минимальная необходимость в пересчете размеров. Механическая обработка корпусных деталей сводится, таким образом, к обработке плоскостей и отверстий. Поэтому при оценки технологичности необходимо учитывать правильность геометрической формы корпусной детали с возможностью ее полной обработки от одной базы, многообразие отверстий, резьб и т. д.

При этом желательно добиваться совмещение установочных, метрологических и сборочных баз с обработкой вначале базирующих поверхностей с последующей обработкой плоских поверхностей и основных отверстий. Так при обработки комплексной групповой детали, в начале обрабатываются базовые поверхности — отверстия, с последующим использованием этих базовых поверхностей при обработке на многоцелевых станках. На станках вначале обрабатываются плоские поверхности, являющиеся наиболее нагруженными по силовым характеристикам режимов резания, затем идет обработка крепежных и последующая расточка основных отверстий.

При анализе существующего технологического процесса на технологичность, было выявлено следующее:

Конструкция кронштейна имеет достаточную жесткость за счет наличия технологических бобышек и достаточной толщины стенок. Позволяет до минимума сократить число установов заготовки пи обработке: максимально унифицирована форма и размеры обрабатываемых элементов, что позволяет сократить число режущих инструментов и использовать типовые подпрограммы при обработке на станках с ЧПУ. Конструкция изделия  содержит фаски на резьбовых крепежных отверстиях, что позволяет избежать дополнительного ручного труда на снятие заусенцев, и тем самым повышает трудоемкость.

Форма детали удобна для контроля, и обеспечения легкого удаления стружки.

Конструкция корпуса технологична с точки зрения получения заготовки, т.к. толщина стенок не менее 3 мм, литейные уклоны наружных поверхностей не более 300 ‘ в сторону увеличения и внутренних поверхностей не более 10в сторону уменьшения номинальных размеров.

Таким образом корпусная деталь «Кронштейн» является технологичной с точки зрения получения заготовки  и механической обработки.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector