Влияние качества на прибыль предприятия

Согласно рекомендациям по применению МС ИСО серии 9000, влияние качества на прибыль предприятия может проявляться двояко:

  1. Общий объем прибыли может увеличиваться (уменьшаться) за счет расширения (сужения) рынка сбыта и объема реализации при улучшении (ухудшении) качества продукции. Данное направление предложено называть экстенсивным путем повышения эффективности деятельности предприятия за счет качества.
  2. Объем прибыли может увеличиваться при снижении себестоимости продукции, полученной за счет уменьшения затрат, в т.ч. связанных с качеством продукции.

Соответственно данное направление названо интенсивным. Здесь при оценке влияния качества на прибыль не учитываются важные факторы рыночного спроса.

Улучшение параметров изделия первоначально зачастую требует дополнительных затрат. При этом возможное увеличение издержек казалось бы должно непременно сопровождаться опережающим ростом цены на усовершенствованный продукт. В прежнем понимании только при таких условиях повышение качества продукции считалось экономически оправданным и целесообразным. Однако в условиях конкуренции экономически при установлении цены на товар не всегда исходят из издержек.

Во многих ситуациях большое значение приобретает учет фактора спроса. Важно учесть, что в настоящее время предприятие переходит от «рынка производителя» к «рынку потребителя». В этой связи большое значение теперь уделяется не понятию стоимости, а понятию потребительской стоимости. В основе концепции стоимости лежит взаимосвязь между удовлетворением самых разных потребностей и используемых при этом возможностей. Чем меньше расход ресурсов или чем полнее удовлетворение потребностей, тем выше стоимость. Важно понять, что стоимость может быть повышена путем более полного повышения удовлетворения потребностей, даже если при этом увеличивается расход ресурсов, при условии, что удовлетворение потребностей происходит быстрее, чем увеличение используемых ресурсов.

Вопросы результативности и эффективности внедрения систем менеджмента качества остаются актуальными с момента широкомасштабного использования стандартов ИСО серии 9000, т.е. более 15 лет. В стандарте ИСО 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000–2001) «Системы менеджмента качества.

Сложность проблемы анализа и оценки результативности и эффективности
Сложность проблемы анализа и оценки результативности и эффективности

Словарь» термин «результативность определяется как степень достижения запланированных результатов, а «эффективность» – как соотношение между достигнутыми результатами и затраченными ресурсами. По существу, результативность относится к достижению целей организации и отражает степень реализации некоторой стратегии, а эффективность относится к оценке использования ресурсов компании в ходе реализации стратегии.

Ссылка на основную публикацию