Малыш и зеркало. Шаги к осознанию себя
Рано или поздно все дети знакомятся с зеркалами. Если они общепризнаны в области детской психологии и развития, например, Мэрилин Сигал («От рождения до года»), то познакомиться с матерью, у которой ребенок уже присутствует через два месяца после рождения, просто замечательно. М. Сегал рекомендует висеть в зеркале возле детского столика. Ребенок иногда одевается в него и играет с ним в игру «В зеркало». На практике дети по-разному реагируют на зеркало и его зеркальное отражение. Вскоре они замечают себя и начинают внимательно его рассматривать. В инклюзивном они не видят отражения и стремятся поджечь его чем-то другим. Однако рано или поздно маленькое внимание начинает получать изображение собственного зеркала. Сначала он удивляется, потом сердится, а по мере взросления игра с зеркалами становится все более забавной.


Большинство психологов относят фазу интенсивной игры с зеркалом к возрасту семи месяцев. Восхищение и восторг малыша — это длительные эксперименты с зеркалами. Он связан с развитием самоопределения и способности видеть себя со стороны, что фактически рассматривается как часть процесса развития личности. Окончательные результаты. Если вы посмотрите на 8-месячного ребенка, то заметите, что он принимает что-то в виде зеркала. Фактически, он воспринимает ее таким образом, как реальность, которая когда-то соответствовала его личному поведению, жестам, мимике. , движения и т.д. С помощью щелчков и мимики малыш проявляет только личное внимание к этому объекту и ежедневно увлекается повторяющейся игрой в зеркале, наблюдая за повторением личных движений и мимики в зеркале, воспроизводимых и иногда показываемых в изменении положения. «личные» чувства к собственному отражению, например, поцеловав его. Это позволяет ему говорить о «узнавании» себя в зеркале. По-видимому, в психике младенца происходит изобретение способности соединить дешевые и фрагментарные заботы о себе и личном теле, которые он имеет до этой стадии, в интегрированную физическую часть целого.
Безусловно, игра с зеркалами — это лишь одна из возможностей, появляющихся в рамках той тенденции, которая уже заметна в развитии малышей. Если люди не используют зеркала в своей повседневной жизни, то не нам судить о том, как развиваются младенцы, но вполне возможно, что младенцы в возрасте восьми месяцев могут обнаружить судорожный способ определения своей личности. В этом возрасте ребенок начинает ощущать себя единым целым, имеющим имя, тело, интеллект и наблюдения. В этом случае зеркало помогает ему связать свои внутренние переживания с общим образом, который он видит, и начать психологическую работу, присущую самому человеку. Я» впервые появляется у ребенка, но это «Я» еще не считается «проясненным» для ребенка. Для сравнения: «предвзятость» и субъективность по отношению к видам, демонстрируемая 7-8-месячными младенцами, сильно контрастирует с безразличием, которое проявляют шимпанзе-эльпы, у которых шимпанзе-эльпы произносят зеркальные типы личности, но буквально сразу обращают внимание на свои объекты, проигрывая, потому что не могут взаимодействовать с объектами. Шимпанзе не понимает себя, но малыш представляет себя в своей первой игре с зеркалом. Да, гораздо позже он осознает себя как личность, но психофизическая основа этого понятия уже существует в данный момент. Эта разница между животными и людьми становится еще более выраженной, когда считается, что семимесячный младенец отстает от шимпанзе в инструментальном мышлении.
По мере взросления младенца его реакции и поведение перед зеркалом меняются. Исследования южноамериканских ученых Льюиса и Брукса Ганна (описанные в книге «Психология развития» Г. Крейга) помогли объяснить эти конфигурации. Чтобы проследить развитие самопознающих детей, они провели ряд экспериментов с использованием зеркал с детьми разного возраста. Согласно результатам этих исследований, формирование самопознания в раннем детстве проходит множество этапов.
До шести месяцев детей явно привлекает вид ребенка в зеркале, но обнаруживают ли они свой личный образ (проверить нелегко). Младенцы в возрасте 6 месяцев могут понять, что их движения соответствуют тем, которые они видят в зеркале.
Между 7 и 11 месяцами младенцы готовы понять разницу между своим изображением в зеркале и зеркальным изображением других людей, которые явно отличаются от них, например, старших детей или взрослых. В этот момент малыши начинают ассоциировать определенные характеристики своей внешности с самоуважением. По крайней мере, у малышей этого возраста есть возможность попытаться заметить «других» малышей, косясь на себя в зеркало. Когда искатель прикладывает помаду к носу ребенка, он находит его, но указывает на клюв зеркала, а не на свой личный клюв.
Примерно через 12-15 месяцев младенцы, которые начинают блуждать, уже не нуждаются во внешних сигналах, чтобы вступить в ассоциацию между зеркальным ребенком и собой. Это означает, что они знают, как определить свой тип личности. Когда исследователи начали наносить красноватую точку на нос ребенка, последовала нормальная реакция. Малыши показывают на свой нос, отворачиваются от зеркала, смотрят в глаза, улыбаются и выглядят смущенными.


В возрасте двух лет знания о себе расширяются и включают не только внешность, но и представление ребенка о том, что ему нравится. Например, если двухлетний малыш увидит себя перед зеркалом с макияжем и заметит молочно-белые «усики» на губах, он иронично сотрет их. После двух лет дети ведут себя перед зеркалом как взрослые.
Данные этого исследования позволяют предположить, что восприятие ребенком собственного отражения развивается от отождествления с ним до понимания того, что глянец — это не он. Ребенок начинает учиться видеть себя. Этот процесс в конечном итоге отражает возражение, лежащее глубоко в человеческой психике, которое стало препятствием для философии и известно под многими именами и интерпретациями. Как писал Ж. Лакан. Лакан говорил, что когда ребенок смотрится в зеркало, он «присваивает» себе личный тип и путем длительных манипуляций и экспериментов «проверяет», что этот тип — его собственный. Таким образом, для ребенка этот тип тела является матрицей, которая создает более поздние представления о себе. Внешний тип является основой для формирования внутреннего восприятия и мыслей. С этого момента ребенок «представляет» себя определенным образом. Таким образом, ребенок поначалу отдаляется от него. Это происходит потому, что вскоре он понимает, что это просто тип (скорее наоборот), а не он.
В какой-то момент в период своего роста малыш поймет противоречия своей личной реальности (и это будет следующий период его развития).
Все вышеперечисленные этапы являются естественными процессами в формировании психики маленького человека. Однако почти все младенцы из-за всевозможных нарушений в этом процессе теряют связь со своим телом, а значит, и с частями своей личности. Они не способны воспринимать свои страхи и блокировать их в своем теле и подсознании. Развитие интеллектуальных способностей («интеллектуальная» и «социальная» личность) отделено от развития тела («физическая» и «эмоциональная» личность). Существует множество упражнений, которые (как это ни парадоксально) являются зеркалами, чтобы восстановить контакт со своим телом и своими эмоциями. Часто эти упражнения становятся психологическими областями. При поддержке зеркала ребенок учится думать о своих впечатлениях, телесных репрезентациях и тем самым интегрировать их с собственным эмоциональным и физическим опытом.
Сам труп одновременно рассматривается и как «внешний» объект, и как «внутренний». Он является внешним, потому что на него влияет окружающий мир, как и на любой другой объект, и внутренним, потому что он рассматривается как «сосуд» для чувств и состояний человека. В нашей культуре мы в первую очередь озабочены развитием «социальной» личности, которая на самом деле рассматривается как маргинальный «вторичный» «продукт» и имеет лишь опосредованное отношение к самому человеку. Следовательно, для того чтобы помочь ребенку избежать нарушений психоразвития, необходимо помочь ему ввести реальный контакт с собственным стеблем. Существует множество способов добиться этого. К ним относятся массаж, йога и кинезотерапия. Один из методов физиотерапии описан в разделе «Детская психология».
Таким образом, когда вы снова видите своего ребенка перед зеркалом, вы уже аристократичны и не играете в неинтересную игру, а ненормальное поведение перед ребенком — не более чем отправная точка для развития самопознания малыша. Не упустите этот момент. Вы можете понять практически все для своего собственного ребенка, но самое главное, вы можете помочь своему ребенку в дальнейшем развитии его собственной личности.
При использовании примечания или части примечания обязательна гиперссылка на первоисточник (с указанием автора и места публикации).

