Время чтения: 7 минут


Будучи сознательными воспитателями всех видов, мы с мужем подошли к выбору детского сада, а затем перешли к нашему типу среднего образования. Во время беременности я стала настоящим экспертом по различным вариантам дошкольного и школьного образования. Система Монтессори была одной из тех методик, которые меня больше всего заинтересовали. Но в результате Кембриджская программа была отложена, и «Сад Монтессори» долгое время был в списке наших приоритетов.
Теперь, с миссис Мы с Англией определяем систему Монтессори как один из самых популярных методов обучения.
Что такое система Монтессори
Методика Монтессори — это образовательная система, в которой ребенок развивается автономно, при этом внимание уделяется малышу в педагогически подготовленной среде. Монтессори-образование основано на идее свободного воспитания, естественного психического, социального и физиологического развития ребенка.
Кредо системы Монтессори — «Помоги им устроить себя». Взрослые выступают в роли помощников, а не наставников. Задача педагога/воспитателя — выявить интересы ребенка, обеспечить подходящую обстановку для занятия и изучить сферу деятельности.
Монтессори — это прежде всего метод травматического воспитания. Группы для детей 3-6 лет. Занятия проходят в комнатах, разделенных на зоны науки, практических навыков, языка, математики и сенсорные зоны. Фактически, ребенок выбирает то, что его интригует в подлинные моменты. Уроки проводятся с максимальным сопереживанием, и дети учатся легко и с удовольствием. Единственная присущая всем программа не является таковой, поскольку в ней нет ни оценки знаний, ни соревнования со сверстниками.
История создания
Система Монтессори была замечена на перекрестке 19 и 20 веков. Его создателем была итальянский врач и педагог Мария Монтессори.
Мария появилась в 1870 году. Девушка каждый раз училась на отлично и не была готова ограничиться классической карьерой женщины такой эпохи. Сегнолита Монтессори стала первой женщиной в Италии, получившей квалификацию врача. В начале своей профессиональной деятельности Мария работала ассистентом в специальной клинике для умственно отсталых детей. Там она начала использовать педагогические основы, которые легли в основу системы Монтессори. Мария отказалась от отдельных видов «игрушек», таких как бусины, кусочки и картонные коробки. Эти предметы привлекали внимание маленьких пациентов, и дети, по сути, «оживали» в их глазах. Проекты Сеген и Итар, где материалы благородных ученых были воплощены в жизнь, оказали глубокое влияние на Марию. Она была убеждена, что дети действительно нуждаются в образовательной поддержке больше, чем в духовной.
Затем Мэри возглавила ортопедический колледж, где преподаватели готовили лежачих детей к работе с ними. Она продолжает работать с учениками, придумывая различные уроки. Именно ее методы работают, и дети, обучающиеся по системе Монтессори, показывают отличные результаты.
В 1907 году Марию попросили курировать «дом ребенка». Это был здоровый тип детского сада, в котором использовались созданные ею образовательные методики, чтобы создать абсолютный пожар. Монтессори продолжает изучать и раскрывать те области жизни ребенка, которые наиболее чувствительны к усвоению определенных знаний, например, «чувствительный период», т.е. …


Методика Монтессори имела такой же успех: в Милане, Женеве и Вене были открыты «детские резиденции», а все детские сады швейцарского кантона Тичино начали использовать эту систему.
В 1929 году Мария и ее потомки основали Международную ассоциацию Монтессори. В настоящее время она действует более чем в 20 странах мира.
Основные принципы
- Критика и запреты запрещены. Дети могут совершать ошибки в процессе обучения. Каждому ребенку требуется разное количество времени для развития своих навыков.
- Необходимо соблюдать особые правила поведения. Например, если что-то (книга, игрушка и т.д.) взято, ребенок должен положить это на место.
- Дети сами выбирают свой рабочий вид и создают свою «зону».
- Все предметы в игровой комнате расположены так, чтобы дети могли самостоятельно дотянуться до них и схватить. В этом случае каждый экземпляр является только одним. Дети играют с тем ребенком, который принял первую дозу иначе. Детям разрешается передвигать мебель и выбирать для себя удобные места.
- Большинство занятий направлено на развитие мелкой моторики и эмоций (обоняние, осязание, вкус и слух), так как Монтессори считала, что это способствует развитию интеллекта, речи, памяти и интереса. В некоторых Монтессори-садах также есть фарфоровые весы, которые дают опыт обращения с хрупкими предметами и понимание их важности.
- Работа учителя вторична; его задача — вовлечь ребенка и помочь ему развиваться, не навязывая своего мнения.
- Игровая комната разделена на зоны, создавая сознательно подготовленную среду. Согласно методике Монтессори, пространство играет довольно важную роль. Комнаты должны быть светлыми, иметь много пространства, а дизайн выполнен в размеренных тонах. В каждой области есть материалы, необходимые для развития нужных навыков. Все предметы, даже маленькие, располагаются на уровне глаз и приглашаются к участию в деятельности.
- Группы Монтессори-детского сада различаются по возрасту. Младшие и старшие дети живут вместе в одной среде и получают возможность проявить лидерские качества, научиться заботиться друг о друге и помогать друг другу.
Плюсы и минусы системы Монтессори
Как и все образовательные методики, система Монтессори имеет свои преимущества и недостатки. Главное преимущество системы Монтессори в том, что детей учат с радостью и вниманием, без принуждения, потому что каждый вовлечен в автономно выбранный стиль работы. Исследование, опубликованное в журнале Science (2006), показало, что учащиеся государственной средней школы Монтессори в Милуоки (штат Висконсин, США) по большинству когнитивных, академических, социальных и поведенческих показателей показывают более высокие результаты, чем дети в обычных государственных средних школах.
Дети в детских садах Монтессори и медицинских школах, скорее всего, будут иметь хорошие практические навыки, уважать других, вести переговоры и занимать собственные деньги.
Однако для многих воспитателей недостатки метода Монтессори являются решающими. Кроме всего прочего, не хватает заботы о формировании творческих способностей и физиологической жизнеспособности. Система Монтессори вращается вокруг развития разума. Развитие самостоятельности и восприятие учителя как помощника, а не как наставника может вызвать определенные трудности в дальнейшем при переходе в обычную среднюю школу. Недоступность ролевой игры — это повод для предостережения. В детских садах Монтессори детей учат договариваться, но не действовать сообща. Всех учат быть самостоятельными. Еще одним моментом для лиц, осуществляющих уход, является недоступность оценки и интегральной учебной программы.
Кому подойдет система Монтессори
Система Монтессори особенно подходит для детей, которые привыкли работать в своем собственном темпе и для которых важен индивидуальный подход. Любознательные индивидуалисты, дети с хорошо развитыми коммуникативными навыками, самостоятельные и свободолюбивые мальчики и девочки обычно чувствуют себя в Монтессори-среде непринужденно.
Для детей, склонных к чрезмерной интенсивности и малоподвижности, это немного сложнее. В большинстве случаев система Монтессори не подходит для детей с социальными проблемами. Под прикрытием программы, которая не учитывает необходимое взаимное общение, трудности в сотрудничестве с другими людьми, эти дети имеют все возможности смириться и отделиться.
Несмотря на все свои недостатки, система Монтессори не теряет своей популярности на протяжении многих лет. На мой взгляд, плюсы этого метода значительно перевешивают минусы. Способность учиться и самостоятельно изучать багаж знаний — это навык, который поможет вам добиться успеха в современном мире.
Я надеюсь, что этот обзор системы Монтессори окажется для вас полезным и поможет вам в принятии решения при выборе детского сада для вашего ребенка.

