Время чтения: 7 минут


Будучи сознательными воспитателями всех типов, мы с мужем выбрали для нашего типа ребенка дошкольное учреждение, а затем среднюю школу. Во время беременности я стала настоящим экспертом по различным вариантам дошкольного и школьного образования. Система Монтессори была одной из тех методик, которые меня больше всего заинтересовали. Но в результате Кембриджская программа была отложена, и «Сад Монтессори» долгое время был в списке наших приоритетов.
Теперь, с миссис Мы с Англией определяем систему Монтессори как один из самых популярных методов обучения.
Что такое система Монтессори
Методика Монтессори — это образовательная система, в которой ребенок развивается автономно, при этом внимание уделяется малышу в педагогически подготовленной среде. Монтессори-образование основано на идее свободного воспитания, естественного психического, социального и физиологического развития ребенка.
Кредо системы Монтессори — «Помоги им устроить себя». Взрослые выступают в роли помощников, а не наставников. Задача педагога/воспитателя — выявить интересы ребенка, обеспечить подходящую обстановку для занятия и изучить его тематику.
Монтессори — это прежде всего метод травматического воспитания. Группы для детей 3-6 лет. Занятия проводятся в помещениях, разделенных на зоны науки, практических навыков, языка, математики и сенсорные зоны. На самом деле, дети сами выбирают то, что их интригует в подлинные моменты. Уроки проводятся с максимальным сопереживанием, и дети учатся легко и с удовольствием. Здесь нет оценки знаний или соревнования со сверстниками, что присуще не только всем программам.
История создания
Система Монтессори была замечена на перекрестке 19 и 20 веков. Его создателем была итальянский врач и педагог Мария Монтессори.
Мария появилась в 1870 году. Девушка каждый раз училась на отлично и не была готова ограничиться классической карьерой женщины своего времени. Сегнолита Монтессори стала первой женщиной в Италии, получившей квалификацию врача. В начале своей профессиональной деятельности Мария работала ассистентом в специальной клинике для умственно отсталых детей. Там она начала использовать педагогические основы, которые легли в основу системы Монтессори. Мария отказалась от отдельных видов «игрушек», таких как бусины, кусочки и картонные коробки. Эти предметы привлекали внимание маленьких пациентов, и дети словно «оживали». Проекты Сеген и Итар, где материалы благородных ученых были воплощены в жизнь, оказали глубокое влияние на Марию. Она была убеждена, что дети действительно нуждаются в образовательной поддержке больше, чем в духовной.
Затем Мэри возглавила ортопедический колледж, где преподаватели готовили лежачих детей к работе с ними. Она продолжает работать с учениками, придумывая различные уроки. Именно ее методы работают, и дети, обучающиеся по системе Монтессори, показывают отличные результаты.
В 1907 году Марию попросили курировать «дом ребенка». Это был здоровый тип детского сада, в котором использовались созданные ею образовательные методики, чтобы создать абсолютный пожар. Монтессори продолжает изучать и раскрывать те области жизни ребенка, которые наиболее чувствительны к усвоению определенных знаний, например, «чувствительный период», т.е. …


Методика Монтессори имела такой же успех: в Милане, Женеве и Вене были открыты «детские резиденции», а все детские сады швейцарского кантона Тичино начали использовать эту систему.
В 1929 году Мария и ее потомки основали Международную ассоциацию Монтессори. В настоящее время она действует более чем в 20 странах.
Основные принципы
- Критика и запреты запрещены. Дети могут совершать ошибки в процессе обучения. Каждому ребенку требуется разное количество времени для развития своих навыков.
- Необходимо соблюдать особые правила поведения. Например, если что-то (книга, игрушка и т.д.) взято, ребенок должен положить это на место.
- Дети сами выбирают свой рабочий вид и создают свою «зону».
- Все предметы в игровой комнате расположены так, чтобы дети могли самостоятельно дотянуться до них и схватить. В этом случае каждый экземпляр является только одним. Дети играют с тем ребенком, который принял первую дозу иначе. Детям разрешается передвигать мебель и выбирать для себя удобные места.
- Большинство занятий направлено на развитие мелкой моторики и эмоций (обоняние, осязание, вкус и слух), так как Монтессори считала, что это способствует развитию интеллекта, речи, памяти и интереса. В некоторых Монтессори-садах также есть фарфоровый сервиз, который позволяет использовать хрупкие предметы и понимать их важность.
- Работа учителя вторична; его задача — вовлечь ребенка и помочь ему развиваться, не навязывая своего мнения.
- Игровая комната разделена на зоны, создавая сознательно подготовленную среду. Согласно методике Монтессори, пространство играет довольно важную роль. Комнаты должны быть светлыми, иметь много пространства, а дизайн выполнен в размеренных тонах. В каждой области есть материалы, необходимые для развития нужных навыков. Все предметы, даже маленькие, расположены на уровне глаз и приглашают к активности.
- Группы Монтессори-детского сада различаются по возрасту. Младшие и старшие дети живут вместе в одной среде и получают возможность проявить лидерские качества, научиться заботиться друг о друге и помогать друг другу.
Плюсы и минусы системы Монтессори
Как и все образовательные методики, система Монтессори имеет свои преимущества и недостатки. Главное преимущество системы Монтессори в том, что детей учат с радостью и вниманием, без принуждения, потому что каждый вовлечен в автономно выбранный стиль работы. Исследование, опубликованное в журнале Science (2006), показало, что учащиеся государственной средней школы Монтессори в Милуоки (штат Висконсин, США) по большинству когнитивных, академических, социальных и поведенческих показателей показывают более высокие результаты, чем дети в обычных государственных средних школах.
Дети в детских садах Монтессори и медицинских школах, скорее всего, будут иметь хорошие практические навыки, уважать других, вести переговоры и занимать собственные деньги.
Однако для многих воспитателей недостатки метода Монтессори представляются критическими. В частности, это отсутствие заботы о формировании творческих способностей и физиологической энергии. Система Монтессори фокусируется на обучении разума. Развитие самостоятельности и восприятие учителя как помощника, а не как наставника может вызвать определенные трудности в дальнейшем при переходе в обычную среднюю школу. Недоступность ролевой игры — это повод для предостережения. В детских садах Монтессори детей учат договариваться, но не действовать сообща. Всех учат быть самостоятельными. Еще одним моментом для лиц, осуществляющих уход, является недоступность оценки и интегральной учебной программы.
Кому подойдет система Монтессори
Система Монтессори особенно подходит детям, для которых важен индивидуальный подход и которые привыкли заниматься в своем собственном темпе. Любознательные пивные индивидуалисты, дети с развивающимися навыками общения, самостоятельные и свободолюбивые мальчики и девочки обычно чувствуют себя в Монтессори-среде комфортно.
Значительно сложнее приходится детям, которые склонны к чрезмерной интенсивности и малоподвижности. В большинстве случаев система Монтессори не подходит для детей с социальными проблемами. Под предлогом того, что программа не учитывает необходимое взаимное общение, трудности в сотрудничестве с другими людьми, эти дети имеют все возможности для поглощения и разделения.
Несмотря на все свои недостатки, система Монтессори не теряет популярности на протяжении многих лет. На мой взгляд, положительные моменты этого метода значительно перевешивают отрицательные. Способность самостоятельно учиться и видеть багаж знаний — это навык, который невозможно успешно развить в современном мире.
Я надеюсь, что этот обзор системы Монтессори поможет вам. И я надеюсь, что это обязательно поможет вам принять решение при выборе детского сада для вашего ребенка!

